Бухгалтер на дому

| статьи | печать

Сколько раз вы слышали, будто деньги летят, как птицы, а ещё финансы умеют петь романсы. Просто какие-то непослушные существа. Так кто же имеет власть: деньги над нами или наоборот? И как добиться их послушания? Попробуем найти ответ и перейдём к прозе.

Для начала надо выбрать в семье самого пунктуального и знающего компьютерные азы. Этот человек будет отвечать за домашнюю бухгалтерию.

Пожалуйста, не обижайтесь на «домашнего бухгалтера». Ведь он может задавать не очень приятные вопросы, поскольку от честности ответов будет зависеть финансовое благополучие семьи и каждого её члена.

Конечно, можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Однако советую применять простую таблицу в формате Excel. Это дешевле и проще.

Предлагается:

  • вести учёт доходов и расходов ежедневно, что позволит исключить фактор «забывчивости»;
  • ежедневно проводить пересчёт наличности: сколько в кармане у папы, мамы, сына и в общей копилке;
  • при наличии расхождений по данным таблицы и фактическими данными следует искать причины расхождений всей семьёй. Поверьте, она обязательно найдётся: забыли записать заправку автомобиля, стрижку собачки и т.п.

Далее целесообразно произвести следующие действия.

Шаг 1 - завести начальный остаток наличности (желательно на 1 число месяца).

Шаг 2 - оформить таблицу доходов и расходов.

Шаг 3 - сформировать индивидуальный для вашей семьи перечень доходов, например: зарплата папы, аванс папы, зарплата мамы, аванс мамы, пособие на ребёнка, помощь родителей и т.п.

Шаг 4 - сформировать характерные статьи расходов, например следующие: питание, коммунальные платежи, заправка автомобилей, обслуживание квартиры, обслуживание автомобилей, одежда, отдых, медицинское обслуживание, сотовая связь и прочие расходы.

Предлагаю также 10% от месячных доходов резервировать на непредвиденные расходы, то есть попросту «откладывать».

Приведём пример заполненной таблицы доходов и расходов за два дня.

Анализ доходов и расходов за 01.09.09-02.09.09

Статья доходов

Сумма

Статья расходов

Сумма

Остаток

01.сен

Аванс папы

3000

Питание

150

Заправка а/м

250

Итого

3000

Итого

400

2600

02.сен

Питание

350

Мед. справка на права -обслуживание машин

1550

Сбор ГИБД - обслуживание машин

50

Сотовая связь

100

Заправка а/м

500

Итого

0

Итого

2550

50

Способ вычислений: строка «итого» заполняется автоматически автосуммированием значений по строкам доходов (расходов). Заводится формула: остаток на конец дня равен остатку на конец прошлого дня плюс итоговая сумма доходов за день минус итоговая сумма расходов за день.

Все записываемые в доходах и расходах суммы целесообразно округлять до целых 50 руб. Более точные записи могут себе позволить педанты, однако по большому счету это не даст большого выигрыша в точности.

Данную таблицу следует вести регулярно в течение месяца. Только тогда возможно проанализировать домашний бюджет и спрогнозировать доходы и расходы на следующие месяцы. Для большей надёжности целесообразно анализировать хотя бы три месяца в течение года.

Приведём пример сопоставления доходов и расходов и определения суммы прироста денежных средств за месяц.

Определение величины «свободных» денег за сентябрь 2009 г.

Показатель

Значение показателя, руб.

Доходы сентябрь, всего

58900

Расходы сентябрь, всего

35300

Резерв непредвиденных расходов, 10% от доходов

5890

Свободные деньги (58900-35300-5890)

17620

Способ вычислений: Строка «доходы (расходы) сентябрь» заполняется автоматически суммированием значений по итоговым строкам доходов (расходов).

Доходы минус расходы образуют чистые доходы, которые можно по итогам месяца распределять между членами семьи для исполнения желаний каждого из них.

Если же на семейном совете принято решение совершить крупную покупку, в связи с чем придётся взять кредит, следует рассчитать возможности по его погашению.

Прежде всего следует проанализировать надёжность получаемых доходов в будущем. Затем обязательно посмотрите, не возрастут ли ваши расходы, особенно в связи с инфляцией. Проанализируйте, имеется ли резерв дополнительных доходов, а также просмотрите расходы, которые можно сократить.

Анализ доходов и расходов семейного бюджета за сентябрь 2009 г.

Показатель, руб.

Значение доходов и расходов по статьям, руб.

Итоговый показатель доходов за месяц, руб.

Процентное соотношение

Доходы сентябрь, всего

в том числе

58900

58900

100

Заработная плата папы

42150

72

Заработная плата мамы

12250

20

Помощь родителей

4500

8

Расходы за сентябрь, всего

в том числе

35300

35300

100

Питание

11300

32

Коммунальные платежи

4500

13

Заправка автомобиля

4350

12

Обслуживание автомобиля

1900

5

Обслуживание компьютера

850

2

Бытовые принадлежности

750

2

Одежда

2750

8

Косметика

400

1

Сотовая связь

550

2

Подарки

1900

5

Отдых

2100

6

Прочее

3950

11

Способ вычислений: Строка «доходы (расходы) сентябрь» переносится автоматически из предыдущей таблицы. Строки статей доходов (расходов) заполняются суммированием соответствующих значений отдельных доходов (расходов) по их статьям за месяц.

На семейном совете можно решить: повысить доходы путём, например, продажи неиспользуемого имущества, перехода папы на другую работу. Также можно выявить расходы, которые можно было и не производить: покупку излишней косметики или одежды.

Если вы посчитаете, что определённая сумма будет высвобождаться из оборота семьи в течение длительного периода времени, тогда, конечно, можно задуматься о получении кредита.

Теперь следует посчитать, стоит ли откладывать деньги на покупку, учитывая инфляцию, либо взять кредит, и сразу купить понравившуюся вещь, и выплачивать проценты. Расчёты следует производить с учётом инфляции, величину которой за год условно примем равной 15% .

Анализ расходов на крупную покупку

Показатель

Сумма

Свободные деньги в месяц, руб.

13000

Стоимость желаемой покупки, руб.

120000

Сумма реальной стоимости покупки через 12 месяцев с учётом инфляции

138000

Сумма денежных средств, которую нужно откладывать ежемесячно, чтобы произвести желанную покупку через

12 месяцев без использования кредита с учетом инфляции, руб.

11500

Процент банка, годовой, %

30

Желаемый срок погашения, мес.

12

Сумма платы за кредит в год, руб.

36000

Сумма основного долга по кредиту в месяц, руб.

10000

Сумма платы за кредит в месяц, руб.

833

Ожидаемая инфляция в год, %

15

Превышение банковского процента над процентом инфляции, %

15

Сумма реальной платы за кредит в месяц с учётом инфляции, руб.

417

Сумма совокупного платежа банку, включая основную сумму долга и сумму платы за кредит с учётом инфляции, руб.

10417

Способ вычислений:

Строка «свободные деньги в месяц» не должна превышать среднемесячного значения.

Строка «Сумма реальной стоимости покупки через 12 месяцев с учётом инфляции» определяется как сумма покупки, умноженная на коэффициент инфляции.

Данная строка делится на 12, и получается сумма, которую нужно откладывать ежемесячно, чтобы произвести желанную покупку через 12 месяцев без использования кредита.

Строка «сумма платы за кредит в год» вычисляется как сумма покупки без учёта инфляции, умноженная на коэффициент банковской процентной ставки.

Строка «сумма основного долга по кредиту в месяц» сформирована как стоимость покупки без учёта инфляции, делённая на 12.

Строка «сумма платы за кредит в месяц» определяется как общая сумма платы за кредит, делённая на 12.

Строка «превышение банковского процента над процентом инфляции» определена следующим образом: процентная ставка банка минус процент ожидаемой инфляции.

Таким образом, «сумма реальной платы за кредит в месяц с учётом инфляции» вычисляется как сумма покупки без учёта инфляции, умноженная на коэффициент превышения банковского процента над процентом инфляции и делённая на 12.

Сумма совокупного платежа банку включает основную сумму долга и сумму платы за кредит с учётом инфляции в месяц.

Стоит задуматься, либо откладывать деньги по 11500 руб. в месяц и купить желаемую вещь через 12 месяцев, либо купить её сразу, прибегнув к услугам банка и оплачивать в пользу банка ежемесячно 10417 руб.

Очевидно, потребительское кредитование в данном случае выгодно. Однако при этом следует учитывать риски, связанные с исполнением договора банковского кредита: возможное снижение доходов в течение года, появление значительных непредвиденных расходов, значительные штрафные санкции в случае просрочки платежа, увеличение банковской ставки в одностороннем порядке.

Итак, мы осветили процессы: ведения ежедневной бухгалтерии, расчёта «свободных» денежных средств, анализа доходов и расходов по статьям, целесообразности получения потребительских кредитов.

После наработки определённого опыта ведения домашних финансов можно составлять долгосрочные планы без особого ущерба для семейного бюджета: ремонт квартиры, покупка путёвки, а может автомобиля.

Поверьте, когда впервые всей семьёй вы будете нежиться на волнах Средиземного моря, восхищаться средневековыми замками, вы оцените работу вашего добровольного «домашнего» бухгалтера.