Последний бросок на Восток

| статьи | печать

Минэкономразвития подготовило проект прогноза социально-экономического развития России до 2015 г., который при всей своей противоречивости позволяет сделать ряд интересных выводов. В ближайшие годы государство в два раза планирует увеличить объем бюджетных инвестиций в экономику. Основные средства скорее всего будут потрачены для броска на Восток — с целью вовлечь в хозяйственный оборот огромные природные богатства последнего в нашей стране малоосвоенного региона. Не останутся внакладе и отрасли, связанные с обороноспособностью государства.


Весь предстоящий десятилетний период, по мнению экспертов МЭРТ, можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет различную экономическую динамику, а также качественные характеристики.


В первые три года темпы роста ВВП снизятся с прошлогодних 6,2% до 5,7 в 2008 г. Экономический рост будет происходить главным образом за счет увеличения экспорта топлива и сырья. Хотя у МЭРТ есть сомнения относительно перспективы наращивания добычи углеводородов из-за инвестиционной пассивности крупных компаний.


Это подтверждает и динамика физических объемов экспорта нефти: за январь — ноябрь прошлого года он сократился на 2,1%.


В 2009—2010 гг. на первое место, считают разработчики прогноза, выйдут внешние риски и наступит период паузы, вызванной возможным замедлением роста мировой экономики и возникшей в результате этого стагнацией российского сырьевого экспорта. В результате ВВП может понизиться до 4,5%.


Независимые эксперты согласны с таким мнением. Так, экс-премьер Егор Гайдар считает, что цены на нефть в реальном исчислении (с учетом инфляции) сегодня приблизились к уровню 1985 г. Тогда с пика мировой конъюнктуры мы быстро вошли в штопор экономического кризиса — цены на углеводороды упали в 6,1 раза, что и послужило одной из основных причин распада страны.


На третьем этапе (2011—2015 гг.), уверяют эксперты МЭРТ, начнется фаза ускорения роста, которое произойдет благодаря не только улучшению конъюнктуры, но и усилению инновационной составляющей развития. Темпы роста ВВП в эти годы вырастут до 7%.


Столь чудесные цифры невольно вызывают недоверие по ряду причин. Так, по мнению многих аналитиков, при долгосрочных расчетах нужно использовать многолетние средние цены на нефть, которые за 100 лет составляли 20 дол./бар. В прогнозе же цены на углеводородное сырье закладываются от 40 дол. и выше.


Кроме того, вызывает удивление, что долгосрочный сценарий развития противоречит среднесрочному прогнозу (на 2006—2008 гг.), который разрабатывали сотрудники того же министерства. В опубликованном чуть ранее документе фаза ускорения экономического развития с темпами роста ВВП в 6—7% начинается в 2008 г., а не три года спустя, после этапа рецессии мировой экономики. По всей вероятности, коллеги, работающие в соседних комнатах, не успели ознакомиться с расчетами друг друга.


Утешает только то, что оба прогноза предполагают реализацию целой системы стратегий в нескольких секторах экономики. Именно они должны обеспечить диверсификацию отраслевой структуры и указывают направления госинвестиций.


Речь идет прежде всего о полномасштабном освоении в ближайшие десять лет Восточной Сибири.


Рывок на Восток необходим России для завоевания позиции глобального энергетического лидера, которая даст возможность нашей стране формировать условия игры на мировом топливно-энергетическом рынке.

Рывок на Восток необходим России которая даст возможность нашей стране формировать условия игры на мировом топливно-энергетическом рынке.


Только вот вся экономическая история показывает, что никогда производители сырья не могли длительное время диктовать странам с развитой промышленностью свои условия игры.


Параллельно будут реализовываться стратегии, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей, имеющих большое значение для обеспечения безопасности страны.


В результате их реализации ОПК должен преодолеть технологическое отставание и развиваться опережающими темпами по сравнению с динамикой ВВП, наш авиапром — завоевать 5% мирового рынка летной техники, а российские ракеты — выпускаться в 2015 г. в объемах, в три раза превышающих сегодняшние.


Для реализации предложенной системы стратегий необходимо, чтобы инвестиционные расходы федерального бюджета составляли не менее 2,8% от ВВП, то есть в два раза превышали уровень прошлых лет.


Сами инвестиции должны пойти на поддержку высокоэффективных проектов, связанных с реализацией ключевых стратегий. И вот здесь возникает еще одно противоречие. Среди них нет ряда отраслей, которые должны стать новыми локомотивами экономического роста.


Секторам экономики, производящим товары для потребительского рынка, и сфере услуг в долгосрочном прогнозе прописана сладенькая водичка под названием «институциональные преобразования».


А ведь до сих пор темпы их роста отстают от динамики ВВП в целом. Так, индекс производства текстильных и швейных товаров составил за январь — ноябрь 2005 г. 98%, кожи и обуви — 98,3, целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности — 101,3%.


По сути, долгосрочная стратегия сформирована в старых традициях: основные средства пойдут на освоение новых природных запасов и отрасли, связанные с обороноспособностью государства. Денег сейчас хватает, и скорее всего мы сможем совершить рывок на Восток и использовать свой последний ресурс экстенсивного развития. Но вот дальше нас ожидают только безбрежные просторы Тихого океана…
­

Ключевые стратегии:

Раз­ви­тие то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­п­ле­к­са:

  • сфор­ми­ро­вать но­вые круп­ные цен­т­ры до­бы­чи неф­ти и га­за в Во­с­точ­ной Си­би­ри, Рес­пуб­ли­ке Са­ха (Якутия), Тимано-Пе­чор­ском бас­сей­не, увеличить объ­ем до­бы­чи неф­ти к 2015 г. до 530 млн т в год, га­за — до 740 млрд куб. м.

    Раз­ви­тие на­у­ки и ин­но­ва­ций:

  • уве­ли­чить вну­т­рен­ние за­тра­ты на НИ­ОКР с 1,35% ВВП в про­шлом‑го­ду до 1,8 — в 2008 г. и до 2% — в 2010-м, сфор­ми­ро­вать эф­фе­к­тив­ную на­ци­о­наль­ную ин­но­ва­ци­он­ную си­с­те­му.

    Раз­ви­тие транс­пор­та:

  • обес­пе­чить сни­же­ние удель­ных транс­порт­ных из­дер­жек (гру­зо­ем­ко­сти ВВП) на 6—8% к уров­ню 2004 г., расширить объ­ем ме­ж­ду­на­род­ных пе­ре­во­зок че­рез на­шу тер­ри­то­рию в 1,8, по­ста­вок экс­порт­но-им­порт­ных гру­зов — в 2 раза.