1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1433

Дорожная карта для местной власти

С подведением предварительных итогов муниципальных выборов, прошедших во многих регионах страны в начале октября, завершилась акция «ЭЖ» «Дорожная карта для российского земства», стартовавшая в августе. Читателям было предложено представить себя на месте главы государства и ответить только на один вопрос: «Чтобы я сделал для местного самоуправления в стране?»

Не скроем, что ожидали большей активности. За два месяца получено немногим более 30 откликов. Часть из них опубликована («ЭЖ», 2009, № 34, 35, 36 и 39), часть использована в других публикациях «Муниципального форума», поскольку требовалась быстрая реакция на события («ЭЖ», 2009, № 37 и 40).

Некоторые авторы видоизменили заданные редакцией условия игры и представили себя не президентом, а его собеседником. Удивила пассивность практиков местного самоуправления. По всей видимости, такая апатия — проявление вяло текущей в стране муниципальной реформы. Местная власть или затихла в ожидании новых перемен, или занялась «строительством собственно-родственного бизнеса», как считает главный редактор газеты «Местное самоуправление» из г. Обнинска Калужской области Людмила Шапиро.

Между тем из полученных, обобщенных и проанализированных во время акции письменных и устных откликов читателей можно выявить три общие для всех регионов проблемы (приводим по возрастанию придаваемого им на местах значения): рейдерство, самоуправление и налоги.

Рейдеры не унимаются

Типичная картинка про рейдерство в глубинке.

Средь бела дня на глазах у многих жителей села Галкинское в Камышловском районе Свердловской области приезжие с помощью автокрана и трактора с погрузчиком начали демонтаж автогаража местного СПК. Отвечая на вопросы сельчан, нежданные визитеры сослались на распоряжение районного прокурора и настоятельно попросили любопытствующих не мешать работать.

Умудренные годами разорения крестьяне позвонили в областное управление МВД и депутату областной Думы Евгению Артюхову. Работа прекратилась, незваные гости ретировались, пригрозив вернуться с прокурором.

Вскоре подъехали сотрудники Камышловского ОВД и приступили к опросу местных жителей. Но им помешали вернувшиеся участники демонтажа. Они протянули одному из милиционеров мобильный телефон, по которому заместитель районного прокурора Татьяна Патракова посоветовала сотруднику районного ОВД не препятствовать вместе с сельчанами пришельцам, поскольку автогараж — собственность других лиц. Оперуполномоченный не внял советам из телефона, а наоборот, указал «посланцам» прокурора на противоправность их действий, потому что, по предъявленным сельчанами документам, СПК «Галкинский» не продавал это здание и денег ни от кого не принимал.

Это не первый случай рейдерства в Камышловском районе, говорит исполнительный директор Уральской народной ассамблеи Людмила Лукашева. По ее словам, жертвой захватчиков становится самый незащищенный — сельскохозяйст­венный бизнес. Сельхозпредприятия разрушаются с целью захвата территорий, на которых строятся торговые базы и придорожные бордели из демонтированных конструкций, бетонных панелей и кирпича ферм, гаражей и даже жилых крестьянских домов.

Самоуправление не встраивается в вертикаль

Скандалы, сопровождавшие муниципальные выборы до 11 октября и продолжавшиеся после, вплоть до демарша депутатских фракций в стенах Государственной Думы, еще раз продемонстрировали стремление органов государственной власти встроить муниципальное управление во властную вертикаль.

Полномочия по проведению муниципальных выборов массово переданы от муниципальных избирательных комиссий территориальным избирательным комиссиям, подконтрольным органам государственной власти. Областные избиркомы давят на местную власть, та руками местных депутатов обращается в... облизбиркомы с просьбой переложить полномочия на теризбиркомы, формируемые облизбиркомами, а не муниципальными представительными органами, пишет аналитик из Подмосковья Ольга Балобанова. Она пыталась в суде оспорить незаконность признания недействительными мартовских выборов в одном из избирательных округов г. Жуковский. Рассмотрение жалобы продолжается. Примечательно, что представительница облизбиркома горячо объясняла суду, что нет правовых оснований для передачи полномочий от местных избиркомов теризбиркомам. Однако на октябрьских выборах поселенческие избиркомы в области либо не были сформированы и выборы провели теризбиркомы, либо полномочия официально переданы теризбиркомам, формируемым государственной властью. Что теперь скажет представительница областной избирательной комиссии?

Тем временем в Жуковском признаны недействительными итоги голосования 11 октября на семи избирательных участках. В Воскресенске закрылись участковые избиркомы, где выявились не устраивающие власть результаты. Люди разошлись по домам. А спустя два дня было объявлено о победе представителей партии «Единая Россия». В Дагестане часть участков вообще не открыли. В Азове (Ростовская область) возбуждено уголовное дело в отношении одного из избиркомов. В Москве разогнали митинг несогласных с итогами выборов мэра Астрахани. И далее по списку во всех российских регионах, где прошли муниципальные выборы. Всюду отмечены отказы в регистрации, подтасовки. В общем, все то, о чем писала «ЭЖ» (2009, № 40 и 41), резюмирует автор письма, отправленного в редакцию.

Центр не желает делиться налоговыми доходами

Акция «Дорожная карта для местного самоуправления» убедительно показала состоятельность и потенциал российского земства. Оно еще способно самостоятельно решать собственные задачи, связанные с потребностями населения. Опубликованные мнения свидетельствуют, что и экспертное сообщество, и практики еще не потеряли надежды на благополучный исход муниципальной реформы в стране. В противном случае аналитики не отозвались бы на призыв редакции проанализировать текущие события с позиций главы государства или его собеседника.

Не все их послания попали на газетную полосу. Причина одна — часто повторяющиеся в письмах мысли. Так, в частности, случилось с мнением практика с большим стажем Леонида Зуева из Перми. Не было опубликовано и письмо депутата Государственной Думы Томской области Олега Громова с его примерами из Асиновского района. Но их замечания и предложения обязательно будут учтены в последующих публикациях «Муниципального форума», а пока переданы в Европейский клуб экспертов местного самоуправления.

Все практики самоуправления и аналитики муниципальной реформы в один голос говорят о необходимости пересмотра Бюджетного кодекса, перерас­пределения налоговых поступлений в пользу территорий. И выражением фактически общего мнения регионов стало письмо в «ЭЖ» директора Института муниципального управления Юрия Кириллова. Он рекомендует для продолжения реальной муниципальной реформы установить, что поступают:

1) в местные бюджеты

  • все налоги, выплачиваемые физическими лицами (НДФЛ, на имущество, находящееся на территории поселения, транспортный и т.д.). Например, НДФЛ выплачивается самим гражданином по всем видам доходов в местный бюджет того поселения, на территории которого он более полугода прожил в истекшем финансовом году;
  • все налоги, выплачиваемые субъектами малого бизнеса, зарегистрированными и действующими на территории соответствующего поселения;
  • земельный налог, выплачиваемый его плательщиками за земельные участки на территории поселения;
  • средства самообложения граждан (причем средства самообложения не учитываются в межбюджетных отношениях);

2) в бюджеты субъектов РФ

  • все налоги, выплачиваемые субъектами среднего бизнеса, зарегистрированными и действующими на территории соответствующего субъекта РФ;
  • земельный налог, выплачиваемый плательщиками этого налога за земли на территории субъекта РФ, за исключением поселенческих территорий;
  • все налоги, выплачиваемые юридическими лицами, созданными поселениями или при участии поселений, расположенных в субъекте РФ;
  • региональные налоги, устанавливаемые на региональных референдумах (не учитываются в межбюджетных отношениях);

3) в федеральный бюджет

  • все налоги, выплачиваемые субъектами крупного бизнеса, зарегистрированными и действующими на территории соответствующего субъекта РФ;
  • все налоги и сборы, связанные с международной деятельностью всех налогоплательщиков, зарегистрированных в РФ (таможенные платежи, экспортные и импортные пошлины); другие специальные федеральные налоги и сборы.

Необходимо также установить:

  • состав и объем муниципальной собственности, сферы и формы хозяйственной деятельности поселений не ограничиваются;
  • федеральный бюджет является гарантом оказания государственных и муниципальных услуг, включенных в федеральный гарантированный минимальный перечень;
  • другие государственные и муниципальные услуги вводятся и обеспечиваются соответствующим уровнем публичной власти только при отсутствии дотаций из федерального бюджета на оказание государственных и муниципальных услуг, включенных в федеральный гарантированный минимальный перечень.

Из рекомендаций публичных слушаний «Современное состояние и перспективы местного самоуправления в Российской Федерации» в Общественной палате РФ 22 сентября 2009 г.

«Рекомендовать комитетам Государственной Думы совместно с ВСМС, Конгрессом МО, Общественной палатой, представителями экспертного сообщества, совместно с руководством политических партий рассмотреть вопрос о предельной допустимости применения пропорционального представительства на выборах в органы МСУ во избежание манипулирования выборами со стороны ведущих экономических игроков, обладающих фактической монополией на местных рынках труда и влияния».

Источник: доклады комиссии по региональному развитию
и комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике

Мнения

Леонид Гозман,
сопредседатель политической партии «Правое дело»:

«Не надо апеллировать к обществу, говоря о низкой явке избирателей. Государство ответственно за организацию выборов в том виде, в котором они прошли, и если у людей нет альтернативы — они не придут на участки. Еще несколько лет назад избирательная активность была значительно выше. Организация выборов толкает страну к дестабилизации и кровопролитию».

Александр Брод,
член Общественной палаты РФ:

«Нужно организовать рабочие поездки в те регионы, из которых поступали сигналы о нарушениях. Обстановка гласности и активность общественных организаций важны в обеспечении честных и прозрачных выборов. Представители политических партий не должны ограничиваться заявлениями о нарушениях, надо оформлять письменно все факты и направлять их в правоохранительные органы».

Владислав Гриб,
член Общественной палаты РФ:

«Все заявления должны быть доведены до суда. Эта практика будет обобщена, что поможет сделать необходимые выводы к ближайшей выборной кампании. Опыт прошедшего единого дня голосования может помочь оформить необходимые поправки в избирательное законодательство».