Жадность клиентов мешает планам ВСС

| статьи | печать

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) пытаются найти компромисс с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в вопросе борьбы с демпингом.

Антимонопольщики требуют, чтобы ВСС не навязывал страховым компаниям «оптимальный» уровень страхового тарифа по тому или иному виду страхования, считая, что, если все страховщики будут действовать по одному предустановленному тарифу, ситуация выйдет за рамки закона.

ФССН предложила в качестве устраивающего всех варианта публиковать нетто-ставки по видам страхования, рассчитанные в среднем по рынку, как минимальный тариф на страховую услугу с определенным наполнением. Прошедшим летом Росстрахнадзор в качестве пробной меры публиковал средние по рынку тарифы на страхование загородной недвижимости и на страхование выезжающих за рубеж. На недавнем заседании президиум ВСС снова обсуждал тему нетто-ставок как ценовых индикаторов, позволяющих клиентам определить, завышена или занижена цена на предлагаемый страховой продукт. По мнению главы ВСС Андрея Кигима, такие индикаторы позволят уменьшить демпинг, но не станут препятствием на пути конкуренции.

В первую очередь нетто-ставки будут рассчитаны для вмененных видов страхования, таких, как страхование ответственности туроператоров, строителей и представителей других отраслей, где лицензирование заменяется формированием финансовых гарантий.

Как показывают опросы, с началом кризиса многие коммерче­ские организации сузили горизонт планирования со средне- и долгосрочного до краткросрочного, не более года. Это затронуло и страховой сектор, особенно мелкие и средние страховые компании. Демпинг стал неизбежен. Как отмечают участники рынка, он проявляется не только в снижении тарифов, но и в увеличении наполнения услуги, например в «подарочных» месяцах к годовому полису страхования, расширению страхового покрытия и проч. Представители перестраховочного сообщества говорят, что результатом щедрых предложений клиентам является невозможность перестраховать некоторые полисы на внешнем рынке. «В этом случае страховщики обращаются к нам, а нам деваться некуда, рынок слишком маленький, и приходится брать, что дают, — сообщил «ЭЖ» представитель российской перестраховочной компании. — В результате все „плохие“ риски наши. В том случае, если страховщик вообще намерен перестраховывать свои риски».

В условиях, когда «сговориться» против демпингующих компаний не дает ФАС, единственной надеждой на антидемпинг является выбор самого клиента, но надежда эта весьма призрачна. Психологи давно выяснили, что жадность — базовая характеристика представителей «гомо сапиенс». Это свойство всегда помогало виду выживать. В деловой практике данное качество проявляется просто: человек пытается заплатить за любую услугу или товар как можно меньше, а если есть выбор — заплатить как можно меньше «сейчас», даже если это грозит большими затратами «потом». Требуются значительные психологические усилия, чтобы убедить, что покупка за более дорогую цену может быть разумнее дешевой. Ориентиры, которые собираются расставить страховщики с помощью ФССН, помогут клиенту определить, где продается обман, а где — настоящая услуга. Дальнейший выбор по-прежнему за страхователем. Это можно сравнить с покупкой сумки «Луи Вуиттон» на черном рынке: понятно, что сумка рассыплется через месяц, подделкой никого не обманешь, но так трудно устоять...