Бизнес-школы меняют политику

| статьи | печать

Бизнес-образование переживает трудности: сокращается набор слушателей на различные программы, уменьшается количество программ. Школам приходится пересматривать собственную политику и цены, менять стратегию развития.

Ожидалось, что кризис будет стимулировать приток слушателей в бизнес-школы. Однако далеко не все из них справились с весенним набором слушателей. Некоторые были вынуждены сократить программы, отказаться от набора студентов в текущем году или вообще приостановить деятельность. Такая картина в той или иной степени наблюдается во всем мире.

Некоторый всплеск интереса к бизнес-школам заметен в США. Там диплом МВА — обязательное требование для карьерного роста.

По оценкам компании Begin Group, рынок отечественного бизнес-образования сократился на 30—40% по всем программам. Одна из основных причин — отсутствие прямой зависимости между продвижением по карьерной лестнице и наличием степени МВА.

Падение спроса на программы МВА, по мнению Аллы Жаворонковой (компания Begin Group), обусловлено и сложностью трудоустройства за рубежом, где диплом МВА открывал выпускникам отечественных бизнес-школ двери многих компаний.

Кроме того, из-за кризиса компании сократили расходы на корпоративные программы обучения. Слушатели, которые используют высвободившееся время для получения образования или повышения квалификации, предпочитают более дешевые программы неполного рабочего дня. Поэтому бизнес-школы уменьшают число слушателей и продлевают сроки наборов, укрупняют классы за счет слияния нескольких программ в одну, сокращают узкоспециализированные программы, ориентируясь на общий менеджмент.

Часть бизнес-школ пытаются удерживать цены на программы МВА на прежнем уровне, так как в случае их снижения школа может оказаться в другой категории. Но ряд частных школ были вынуждены пойти на это. Такая тактика дает реальный финансовый результат, правда с потерей имиджа. Чтобы избежать этого, школы, по данным исследования Begin Group, более широко предлагают гибкие схемы оплаты обучения и рассрочки, фиксируют стоимость в рублях. Около 30% московских бизнес-школ предоставляют скидки (5—10% стоимости обучения) в случае полной или предварительной оплаты всего курса.

Если зарубежные бизнес-школы уменьшают стоимость за счет сокращения продолжительности обучения, то российские дробят программы на отдельные модули. О сокращении российских программ говорить не приходится, поскольку необходимо выполнять государственные требования.

Появилась возможность покупки отдельных наиболее актуальных краткосрочных программ, входящих в учебный план МВА, и даже отдельных занятий. Стоимость программы MBA может быть уменьшена и за счет перезачета дисциплин, изучаемых ранее.

Кризис открыл отечественным бизнес-школам новые возможности. Уход некоторых крупных иностранных игроков, приостановка программ кредитования в зарубежных школах, усложнение получения учебных виз (в частности, в США и Великобританию), более высокая стоимость программ по причине девальвации рубля делают обучение в России более предпочтительным.

Наши бизнес-школы предлагают слушателям по-новому взглянуть на бизнес и жизнь, отказаться от концепции быстрого карьерного роста после получения степени MBA. Особое внимание уделяется приобретению навыков и умений, обеспечивающих успех независимо от сферы деятельности, должности или круга общения (soft skills).

Все эти меры позволяют бизнес-школам пережить кризис, не снижая уровня качества обучения.

К СВЕДЕНИЮ

Процессы, которые необходимо знать генеральным директорам

1. Разработка видения и стратегии

2. Разработка и управление продуктами и услугами

3. Маркетинг и продажа продуктов и услуг

4. Поставки продуктов и услуг

5. Управление клиентским сервисом

6. Управление и развитие человеческого капитала

7. Управление информационными технологиями

8. Управление финансами

9. Приобретение, строительство и управление собственностью

10. Управление безопасностью, обеспечение здоровья и сохранение окружающей среды

11. Управление внешними отношениями

12. Управление знаниями, улучшениями и изменениями

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Необходима новая бизнес-модель

Леонид Евенко, президент РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ

В стратегическом менеджменте понятие «бизнес-модель» означает соотношение дохода, издержек и прибыли при определенных операциях. До сих пор использовалась модель интенсивного роста: около 15% роста дохода и набора на протяжении последних 5—7 лет, каждая программа — бизнесединица с децентрализованными полномочиями и соответствующим распределением финансовых средств.

Сегодня ситуация изменилась. Ожидается падение осеннего набора слушателей на 30—40%. Компании резко сократили финансирование обучения сотрудников. Однако, хотя школы набирают небольшие группы, такое ощущение, что выбор программы МВА более осознанный.

Наблюдается благоприятная тенденция расщепления МВА. Программу начинают продавать отдельными модулями, не обязательно получать дипломы сразу, важны знания и умения.

Гибкость и адаптивность бизнесшколам необходимы как никогда. МВА напоминает езду на троллейбусе по конкретному маршруту. Целесообразно разработать концепцию «такси» — выбор курсов. Но изза уменьшения набора появляется беспокойство, как сохранить группу.

Решить проблему поможет организация взаимозаменяемости, перетекаемости слушателей из одной школы в другую. Идеологи нашего образования это поддерживают.

Одним из способов удешевления программы может стать развитие форм самостоятельной работы слушателей. Это дополнительные, кроме выпускного, проекты и обучение непосредственно в корпорациях.

Внимание — преподавателям

Николай Попков профессор, директор Департамента ЕMBA-программ Института МИРБИС

Формируется новая модель нашей бизнес-школы. Это международный, многофункциональный бизнес-университет, включающий профессиональное высшее образование и несколько уровней бизнес-образования, основанный на научной, образовательной, а также бизнесдеятельности. Для реализации такой модели необходима эффективная система выстраивания взаимоотношений с преподавательским составом, что скажется на результатах деятельности.

Преподавателям, прежде чем предлагать свою программу или курс, целесообразно провести небольшие исследования. В итоге накапливается опыт, который отражается в программах обучения. Выпущено три сборника научных статей: один подгото­вили слушатели, два — преподава­тели.

В условиях кризиса более устойчивой оказалась программа ЕМВА. Руководство компаний находит для себя деньги, хотя сотрудников стали учить гораздо меньше. Мы рассматриваем это явление с позиции масштабности, формируя новые программы подготовки национальных лидеров на каждом уровне обучения. При этом границы мышления расширяются. Необходима хорошая теоретическая база, ориентированная на практику. Существенно возросший уровень качества наших программ заставляет западных партнеров говорить с нами на равных.

Малому бизнесу — приоритет

Светлана Жильцова, первый проректор Института экономики и финансов «Синергия», доцент, к.э.н.

В нынешних условиях ставка сделана на бизнесобразование для малого и среднего бизнеса. Доля таких слушателей — 65%. В конце 2008 г. Московский фонд подготовки кадров в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства впервые объявил тендеры (7 лотов) по программам МВА и сегодня оценивает их реализацию как высокую.

Содержание программ составлено исходя из специфики деятельности и управления малыми предприятиями. Большое внимание уделено экономике фирмы, финансовому анализу, налогообложению, развитию конкурентоспособности бизнеса, оценке бизнеса, стратегическому планированию и управлению, специфике маркетинга малого бизнеса. В школе работает профессиональный преподавательский состав, имеющий опыт консультирования компаний такого рода, что всегда является подтверждением и сохранением качества обучения.

Гибкий подход к составлению индивидуальных программ позволяет сочетать различные форматы обучения (очные и дистанционные) и сократить расходы почти на треть. Для обучающихся по таким программам преду­смотрены льготы на обучение.

Профессиональные сообщества

Владимир Морыженков, научный руководитель программы Executive MBA GUU LWB, профессор, д.э.н.

Мы подняли стоимость и изменили концепцию образования. Анкеты и опросы, а также бенчмаркинг — изучение лучших мировых практик и опыта показали, что уровень большинства руководителей не соответствует занимаемым ими должностям. Необходимо обучение как минимум по 12 ключевым процессам. Это около 1200 профессиональных компетенций по пяти основным и семи вспомогательным процессам.

Не все преподаватели готовы к таким изменениям, то есть не получать деньги за чтение лекций, а персонально отвечать за качество привитых навыков в области управления. Поэтому переход на обучение в профессиональных обучающих сообществах стал инновационным решением подготовки слушателей Executive MBA LWB на должности генерального директора и топ­-менеджеров.

Профессиональное обучающее сообщество можно представить в виде ядра из ведущих профессионалов, занимающих соответствующие их профессиональным компетенциям должности. Например, сообщество производителей товаров и услуг, сообщество управляющих продажами и клиентским сервисом, сообщество HR. Вокруг ядра группируется профессорский состав — известные российские и зарубежные преподаватели. В профессиональном сообществе есть люди, способные рассказать, что и как они делают, и научить, как делать. Они организуют полемику, проводят различные исследования, подчас уникальные. Им нельзя запрещать работать в нескольких школах. Отношения с ними строятся на принципах партнерства. Их задача обучить так, чтобы люди, приобретя профессиональные компетенции, заняли должность в компании.

Защита дипломов проходит перед комиссией, в состав которой входят крупные, известные и образованные бизнесмены, главы администраций городов, но нет ни одного преподавателя школы. Хорошие выпускники тут же получают приглашение на работу.

Ключевая ценность обучения в бизнес-школе — не сам факт защиты диплома, а уже настоящее товарищеское сообщество, основанное на вере, совместной полезности в дальнейшем и потребности постоянно повышать свой профессионализм. Для этой цели для выпускников различных бизнесшкол открыта программа Post МВА LWB. Это еще одна инновация в обучении взрослых.