1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4333

Как вернуть НДС после решения суда

Налогоплательщики знают по собственному опыту, как сложно получить возмещение НДС или вернуть из бюджета излишне уплаченные суммы налогов. Решать подобные споры зачастую приходится в суде. Но даже если решение суда вынесено в пользу налогоплательщика, нет гарантии, что налоговики оперативно возвратят день­ги. Разрешить некоторые проблемы, связанные с возвратом налогов, помогут недавние разъяснения Президиума ВАС РФ.

Итак, суд принял долгожданное определение об отмене решения налогового органа, которое предусматривало отказ в возмещении НДС или возврате излишне уплаченных сумм налога. Что дальше?

Правила рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулирует глава 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Решения суда по таким делам подлежат немедленному исполнению (п. 7 ст. 201 АПК РФ). Однако необходимо учитывать следующее.

Обычно в результативной части таких судебных актов содержатся два вида решений — о признании недействительным акта налогового органа и о взыскании денежных средств. Как отмечается в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 № 73, немедленному исполнению подлежат дела, в которых говорится о требованиях организационного, а не имущественного характера. Денежные средства взыскивают с ответчика на основании решения суда об их взыскании (ст. 171 АПК РФ).

Таким образом, если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и оно будет удовлетворено, решение исполняется по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 182 АПК РФ, — после вступления в законную силу.

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

Суммы НДС возвращают по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в роли должника выступает бюджет.

Чтобы налоговики исполнили судебный акт, необходим исполнительный лист с указанием суммы, подлежащей взысканию (ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ). Арбитражный суд выдает его налогоплательщику либо направляет по ходатайству последнего для исполнения после вступления судебного решения в законную силу (п. 3 ст. 319 АПК РФ). К исполнительному документу прилагается надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, и заявление взыскателя (налогоплательщика) с реквизитами банковского счета, на который должны быть перечислены средства (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ). Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с даты вступления судебного акта в законную силу (п. 1 ст. 321 АПК РФ).

Такие судебные акты исполняются в течение трех месяцев с даты поступления исполнительных документов в Минфин России (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ). То есть налогоплательщик может предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств с налогового органа для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю только после истечения данного срока (постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).

Как видим, Бюджетный кодекс РФ содержит достаточно расплывчатые рекомендации по возврату налогов по решению суда. На практике документы, необходимые для возврата налога, направляют в налоговую службу, после чего инспекция должна направить в Федеральное казначейство заявку на возврат.

С 2009 г. правила возврата налогов из бюджета регламентирует приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Согласно п. 20 этого порядка излишне уплаченные (взысканные) суммы, подлежащие возмещению, а также проценты за несвоевременный возврат и проценты, начисленные на излишне взысканные суммы, возвращаются плательщикам на основании заявок на возврат, представленных налоговыми органами, в течение трех рабочих дней с момента их представления в орган Федерального казначейства.

Если суд не выдает исполнительного листа

Можно констатировать, что основной документ для получения возмещаемой суммы НДС — исполнительный лист. Обычно суды присылают его взыскателю после вступления судебного решения в законную силу. Но бывает, что суд отказывает в выдаче исполнительного листа. Причиной может стать формулировка резолютивной части решения суда. Такой случай рассмотрен в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 № 1570/09.

Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда. В решении суд признал незаконными действия инспекции, которая отказалась удовлетворить заявление предпринимателя о возврате излишне
уплаченных сумм НДС, и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения.

Тем не менее исполнительный лист предпринимателю не дали. Суд сослался на то, что резолютивная часть решения по данному делу содержит общие указания на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, без конкретизации действий, которые обязана совершить инспекция. Суд также отметил, что конкретные меры по восстановлению прав и законных интересов не были предложены предпринимателем в заявлении об оспаривании решения инспекции.

Президиум ВАС РФ посчитал несостоятельной ссылку нижестоящего суда на то, что в резолютивной части решения не указаны конкретные действия, которые должна совершить инспекция по исполнению судебного акта. На основании ч. 1 ст. 179 АПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, или судебного приставаисполнителя суд вправе разъяснить решение без изменения его содержания. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае неясности взыскатель, должник или судебный пристав­исполнитель также имеет право обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка исполнения. В результате решение суда об отказе в выдаче исполнительного листа было отменено.

Возврат, да не тот

Иногда, вместо того чтобы вернуть на счета налогоплательщиков присужденные им суммы НДС, налоговики засчитывают их в счет появившейся в процессе разбирательства недоимки. Такие действия неправомерны.

В резолютивной части решения суда должно быть указание на признание оспариваемого акта недействительным или незаконным полностью (в части) и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п.  3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ). Обычно суды указывают способ устранения нарушений в резолюции (например, возместить налогоплательщику НДС путем возврата денежных средств на его расчетный счет). Эта информация в обязательном порядке воспроизводится и в исполнительном листе. В таком случае изменить способ и порядок его исполнения может только суд, выдавший исполнительный документ (ст. 324 АПК РФ). Данная позиция подтверждена многочисленной судебной практикой (например, постановление ФАС Северо­-Западного округа от 15.10.2007 № А52-4157/2006).

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2008 № Ф04-3272/2008(5624-А27-41) по делу № А27-8168/2007-2 суд опроверг доводы инспекции, что зачет является разновидностью возврата и не считается формой принудительного взыскания. Зачет и возврат — самостоятельные формы возмещения налога (ст. 176 НК РФ). Причем зачет — одна из форм принудительного взыскания налоговых платежей, так как проводится инспекцией самостоятельно. Налоговики не вправе производить зачет, если вступившее в законную силу решение суда обязывает их возвратить НДС.