1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 788

Факты («Бухгалтерское приложение», № 35, 2009 г.)

Сага о бухгалтерском учете

Минфин России опубликовал на своем сайте очередную редакцию проекта федерального закона «О бухгалтерском учете».

О необходимости усовершенствования основного бухгалтерского закона финансовое ведомство говорит с 2003 г. За этот период увидели свет несколько проектов по обновлению бухгалтерского учета. Последний из них датирован 2007 г. Однако ни один из них Правительство РФ так и не утвердило.

Представленный законопроект существенно отличается от действующего Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с ним основой бухгалтерского учета будут национальные стандарты. Под этой формулировкой объединены все документы, которые сегодня необходимы для ведения бухучета (ПБУ, план счетов, формы бухгалтерской отчетности и пр).

Саморегулируемые бухгалтерские организации получат право разрабатывать нацио­нальные стандарты (утверждать их будет финансовое ведомство). У бухгалтерских объединений и сейчас есть возможность принимать участие в разработке ПБУ, но, как показывает практика, они ее не используют. Чтобы такой ситуации не возникло в будущем, Минфин России предусмотрел норму, согласно которой сможет сам разрабатывать национальные стандарты, если саморегулируемые организации проигнорируют эту обязанность.

Финансовое ведомство планирует избавиться от спорной нормы, освобождающей от ведения бухгалтерского учета организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом для субъектов среднего и малого бизнеса сохранится возможность вести учет в упрощенном порядке.

Изменения затронут и требования к главному бухгалтеру предприятий. С него снята обязанность подписывать финансовые документы.

В то же время установлены специальные требования к главному бухгалтеру или иному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в организациях, чьи ценные бумаги допущены к обращению на рынке ценных бумаг. Работать в таких организациях смогут только специалисты с высшим образованием и стажем не менее трех лет, а также те, кто является членом саморегулируемой организации. Аналогичные требования предъявляются к лицам, оказывающим услуги по ведению бухучета.

Для организаций предусмотрена возможность самим разрабатывать и утверждать первичные документы и формы регистров бухучета. Вести эти документы можно будет не только на бумаге, но и в электронном виде. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности организации будут представлять только в органы Росстата не позднее трех месяцев после окончания года (в настоящее время — 90 дней). Упоминаний о других органах в законопроекте нет.

Напомним, что обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы закреплена в НК РФ.

IT-компании получат налоговую поддержку

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ рассмотреть возможность компенсации увеличения налоговой нагрузки на предприятия информационно-­телекоммуникационной отрасли в связи с переходом от уплаты ЕСН к уплате страховых взносов.

С просьбой оказать государственную под­держку к президенту обратились руководители предприятий информационно­телекоммуникационной отрасли. По их прогнозам, из-за перехода с 2010 г. на уплату страховых взносов затраты таких организаций увеличатся на 60—70%.

Напомним, что с 2010 г. будет отменен ЕСН. Вместо него организации перейдут на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС России и фонды ОМС. В результате IT-компании лишатся возможности использовать льготный порядок уплаты единого социального налога, который был установлен для них в главе 24 Налогового кодекса РФ, и будут уплачивать страховые взносы, как все страхователи.

Международный бартер отрегулируют

Минфин России поддержал законопроект с поправками в ст. 165 Налогового кодекса РФ, направленными на совершенствование государственного регулирования внешнеторговых бартерных операций.

Разработчики проекта предлагают исключить из условий применения нулевой ставки НДС по внешнеторговым бартерным операциям оприходование товаров (работ, услуг), получаемых российскими налогоплательщиками в обмен на экспортированные товары.

Кроме того, предлагается ввести документальное подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам без ввоза товаров на территории РФ, в том числе через посредников (комиссионеров, агентов, поверенных).