1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1551

Минфин дает банкам еще 150 миллиардов

Долгожданный механизм господдержки финансового сектора путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции банков с целью их докапитализации приближается к стадии реализации. Вслед за подписанием в конце июля Президентом РФ Д. Медведевым Федерального закона «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков» 17 августа Минфин России обнародовал на своем сайте проект постановления об условиях участия кредитных организаций в этой процедуре.

Достаточно жесткими оказались критерии отбора банков-счастливчиков, которые могут рассчитывать на стабилизацию своего положения через гособлигации. Одним из ключевых условий является минимально допустимый размер активов кредитной организации на уровне 30 млрд руб. по итогам деятельности в 1-м полугодии 2009 г. Таких банков всего 86. Поэтому новый инструмент финансирования будет доступен чуть более 7% всего банковского сектора.

Другим основополагающим требованием, как и в случае с аукционами беззалогового кредитования ЦБ РФ, стало наличие у банка-претендента достаточного рейтинга одного из аккредитованных агентств. В этом смысле некоторым облегчением для банкиров может стать то обстоятельство, что теперь допустимы оценки не только международных рейтинговых агентств Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s, но и российских — «Эксперт РА», «НРА», RusRating и AK&M, а также совместного Mood’s Interfax Raiting Agency.

Не смогут воспользоваться новым механизмом банки, показатель достаточности капитала которых менее 10%, не говоря уже о кредитных организациях, обремененных запретом на проведение отдельных операций или находящихся в процессе санации либо банкротства. В черный список также попадут банки, завысившие процентные ставки по депозитам вопреки ограничениям Банка России.

Кроме того, для пополнения капитала путем ОФЗ банкам надо будет представить гарантии отказа от топ-менеджерских премий и бонусов в случае невыплаты дивидендов по акциям, полученным государством в обмен на гособлигации. Чтобы банкирам была предельно ясна суть подобного госфинансирования, предназначенного для оздоровления экономики в целом, а не только финансового сектора, проект Минфина предписывает обязательное наличие бизнес-плана, содержащего помимо прогнозных показателей самого банка на ближайшие два года четкий план по расширению кредитования за счет полученных через ОФЗ средств. Маржа по таким кредитам не может превышать три пункта от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Впрочем, несмотря на столь жесткий предполагаемый отсев по ОФЗ, ситуация в отечественной банковской системе не самая худшая. Недавно представители регулирующих органов и первые лица страны задавались вопросами о целесообразности правительственной поддержки коммерческих банков как таковой. Новый инструмент может стать компромиссным решением, гарантирующим, что средства дойдут до реального сектора.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ирина Велиева, руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА»

Что касается параметров отбора в целом, то, по нашим оценкам, им соответствуют около 70 кредитных организаций. Между тем небольшие и средние банки также испытывают серьезные проблемы с качеством активов и остро нуждаются в докапитализации. Получается, что до этой группы банков государственная помощь не доходит. И это в сочетании с традиционно менее выгодным положением по доступу к другим госпрограммам и менее широким спектром инструментов ликвидности делает данную группу банков особенно уязвимой. Тем не менее меры по докапитализации банков должны смягчить остроту проблемы «плохих долгов» и низкой достаточности капитала в банковской системе. Докапитализация — важный инструмент поддержки банковской системы, необходимый рынку на данном этапе. Другой вопрос — сроки и масштабы поддержки. Если принятие решений по докапитализации отдельных банков будет затягиваться, помощь может просто запоздать. Кроме того, анонсированный объем докапитализации (порядка 150 млрд руб.) может оказаться недостаточным для покрытия потерь от обесценивания кредитов.