Новый закон - новый порядок регистрации юридических лиц

| статьи | печать

Действующая в настоящее время процедура регистрации юридических лиц сложна и запутанна. Главной причиной несовершенства института государственной регистрации юридических лиц является отсутствие единой системы законодательства, определяющей порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, единого государственного реестра, закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка, а также множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.
Более пяти лет с момента принятия первой части Гражданского кодекса РФ законодательными органами рассматривался проект закона "О государственной регистрации юридических лиц". 8 августа 2001 г. принят долгожданный нормативно-правовой акт. Введение его в действие планируется с 1 июля 2002 г., а до наступления указанного момента Правительству РФ предложено организовать разработку необходимых нормативных актов, на которые имеются ссылки в Законе.
Первая попытка разработки Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" была предпринята еще в 1995 г. 9 декабря 1995 г. законопроект, одобренный Советом Федерации, был отклонен Президентом РФ. В письме Президента РФ в адрес Государственной Думы было указано, что представленный законопроект имеет существенные недостатки, декларативен и противоречит нормам Конституции РФ и действующего законодательства. Так, например, имеется противоречие п. "к" ст. 72 Конституции РФ. Как известно, нормативно-правовой акт, регулирующий процесс регистрации юридических лиц, относится к административному законодательству РФ, что указывается п. 1 ст. 51 ГК РФ, содержащим отсылку к специальному закону, выходящему за рамки гражданско-правового регулирования. Следовательно, регламентация порядка регистрации юридических лиц находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако в законопроекте не нашли отражения вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Также в законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие конкретный правовой статус и систему подчиненности органов, осуществляющих государственную регистрацию, порядок их взаимоотношений между собой, с органами юстиции различных уровней и исполнительной властью субъектов, источники финансирования и другие важные вопросы, которые должны быть урегулированы в Законе "О государственной регистрации юридических лиц".
В течение четырех лет отклоненный Президентом РФ закон находился в стадии доработки, а к моменту его вторичного рассмотрения по предложению Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Госдумы и вовсе был снят с рассмотрения.
Третья попытка принятия столь важного нормативного правового акта, регулирующего отношения современного экономического оборота, увенчалась успехом. 8 августа 2001 г. принят Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц). Новый Закон в соответствии с п. 1 ст. 27 начнет действовать с 1 июля 2002 г.
Закон направлен на совершенствование процесса регистрации создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе на упрощение процедуры регистрации и сокращение ее сроков, создание правовых основ формирования Единого государственного реестра юридических лиц.

РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Закон о государственной регистрации юридических лиц основан на принципе единообразия. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
Вступление в силу названного Закона ознаменует собой новый этап деятельности органов государства, в чьей компетенции находятся вопросы правового регулирования появления экономических субъектов - налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц.
В настоящее время вопрос о регистрирующих органах волнует практически всех, поскольку действующими правовыми актами не определен такой орган. Несмотря на действующий п. 1 ст. 34 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в соответствии с которым регистрацию юридических лиц должны осуществлять органы местного самоуправления, ГК РФ в ст. 51 содержит указание на то, что юридическое лицо подлежит регистрации в органах юстиции. Вследствие этого вопрос об органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц, решается по-разному. В сложившихся обстоятельствах субъекты РФ самостоятельно решают вопрос о регистрационном органе. Так, после утверждения Постановлением Правительства РФ от 07.10.96 N 1177 Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации в некоторых субъектах (республиках Татарстан, Марий Эл, Саха, Кемеровской, Читинской областях и др.) созданы специализированные органы по регистрации юридических лиц, являющиеся либо самостоятельным органом, либо подразделением органа юстиции. В Москве орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не является ни органом местного самоуправления, ни органом юстиции. Московская регистрационная палата, действующая на основании Положения, утвержденного Правительством Москвы от 25.07.91 N 134-2, является самостоятельной организацией.
Итак, в настоящее время в различных субъектах РФ регистрацию юридических лиц осуществляют:
- органы юстиции в субъектах Российской Федерации;
- регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов РФ;
- органы местного самоуправления.
Приведенный перечень регистрирующих органов дополняется иными органами, в чью компетенцию также входят вопросы регистрации юридических лиц. В банковской сфере органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Центральный банк РФ, в области средств массовой информации - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Государственная регистрационная палата при Минюсте России является регистрирующим органом в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от размера уставного капитала, а также предприятий, размер вклада иностранного инвестора в которые составляет сумму, превышающую 100 000 руб.
Так, например, в ряде субъектов РФ, основываясь на ст. 51 ГК РФ, указывающей на органы юстиции как на регистрирующий орган, функции по регистрации юридических лиц были переданы органам юстиции. Поэтому регистрацию юридических лиц на территории России осуществляют как органы местного самоуправления, так и органы юстиции. При определении органом регистрации орган юстиции не было принято во внимание, что на него возлагаются функции регистратора юридических лиц лишь в порядке, определенном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно ст. 2 данного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Правительством РФ к моменту написания настоящей статьи еще не издано соответствующего акта. Можно сделать вывод о преждевременности исключения вопросов регистрации из ведения исполнительных органов местного самоуправления.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

Закон о государственной регистрации юридических лиц требует изменения всей существующей системы регистрации юридических лиц. Сегодня нет ни единой системы регистрирующих органов, ни Единого государственного реестра, в котором содержались бы сведения обо всех юридических лицах на территории страны. Поэтому данный Закон содержит много отсылок к нормативным актам, которые должны быть изданы Правительством РФ.
Именно обновлению существующего законодательства посвящена одна из норм Закона о государственной регистрации юридических лиц. Закон вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением п. 2 ст. 27, вступающей в силу со дня официального опубликования Закона, т.е. с 10 августа 2001 г. Названным пунктом Закона с 10 августа 2001 г. на Правительство РФ возложена обязанность разработать нормативно-правовые акты, предусмотренные Законом. Вводной ст. 1 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, собственно Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Закон называет акты, которые должны быть изданы Правительством РФ.
Закон содержит большое количество отсылок к иным нормативным актам, которые должны быть приняты Правительством РФ. Во исполнение Закона к моменту вступления его в силу должны быть изданы нормативные акты, содержащие следующую информацию:
- об органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц (ст. 2);
- о государственном реестре юридических лиц (о ведении государственного реестра на территории РФ, о порядке и сроках исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов, о форме, порядке и сроке предоставления заинтересованным лицам содержащихся в государственном реестре сведений) (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5, пункты 2 - 3 ст.6);
- о размере платы за предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в государственном реестре (п. 1 ст. 7);
- о способах предоставления документов в регистрирующий орган помимо способов, указанных в ст. 9 Закона, и требованиях к оформлению документов (п. 1 ст.9);
- о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц (ст.10);
- о форме и содержании документа, направляемого регистрирующим органом заявителю о подтверждении факта внесения записи в государственный реестр (п. 3 ст. 11);
- о перечне государственных органов, в чей адрес регистрирующим органом направляются сведения о регистрации, а также состав сведений (п. 4 ст. 11);
- о порядке и сроках предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных (п. 4 ст. 11) ;
- о формах заявлений о государственной регистрации юридического лица (п. "а" ст. 12, подп. "а" п. 1 ст. 14, подп. "а" п. 1 ст. 17, подп. "а" п. 1 ст. 21);
- о порядке взаимодействия регистрирующих органов в случае регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, с различным местом нахождения (п. 1 ст. 15);
- о порядке и сроках передачи регистрационных дел регистрирующим органам (п. 2 ст. 26).
С введением в действие Закона о государственной регистрации юридических лиц в нормативно-правовые акты, содержащие положения, регулирующие порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, ведения государственного реестра юридических лиц, и противоречащие нормам Закона, надлежит внести соответствующие изменения, дополнения, а в случае необходимости принять новые нормативные акты, регулирующие указанные вопросы.
Параллельно с рассмотрением законопроекта "О государственной регистрации юридических лиц", предусматривающего принятие новых и пересмотр имеющихся нормативных актов с целью приведения их в соответствие с названным Законом в случае его принятия Государственная дума 7 июня 2001 г. приняла в первом чтении проект Федерального закона "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"". До настоящего времени этот Закон не принят. Указанный акт будет иметь важное значение как в случае принятия его в представленной в Государственную Думу редакции, так и в случае его отклонения, так как он содержит перечень законов и иных нормативных актов, в которые необходимо внести соответствующие изменения в связи с принятием Закона о государственной регистрации юридических лиц. Обратим внимание на некоторые из них.
Во-первых, признаются утратившими силу некоторые нормы или акты полностью.
К таким актам относятся:
- Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.91 N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР".
Утрачивают силу касающиеся регистрации нормы в следующих правовых актах:
- Законе РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Законе РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- постановление Верховного Совета РСФСР от 18.12.91 N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе";
- Федеральном законе от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Федеральном законе от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
- Федеральном законе от 19.07.98 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
Во-вторых, вносятся изменения и дополнения в следующие акты: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 08.05.96 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закон РФ от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральный закон от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Закон РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и иные акты.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

В Законе о государственной регистрации юридических лиц определен подход и единые для всех субъектов РФ принципы ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Единый государственный реестр). Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом.
Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.
В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.
Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.
Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное , для коммерческих организаций на русском языке;
- организационно-правовая форма;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях юридического лица;
- копии учредительных документов юридического лица;
- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
- способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);
- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.
Основанием включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.
Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.
Законом на юридических лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).
Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.
Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается.
Предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами.

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В Законе о государственной регистрации юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируют несколько глав Закона, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.
Закон упрощает процедуру представления документов по сравнению с существующей на данный момент и не допускает возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.
Закон направлен на упрощение регистрации для заявителя. Упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица. При этом сама концепция упрощения процедуры регистрации сформулирована в Законе таким образом, что регистрирующие органы информируют иные органы и организации не только о факте регистрации юридического лица, но и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица.
Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.
Местом государственной регистрации юридического лица является место нахождения, указанное учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.
Законом предусмотрено два варианта направления в регистрирующий орган документов для регистрации. Документы могут быть представлены заявителем непосредственно или направлены почтовым отправлением с объявлением ценности при пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
В качестве заявителя могут выступать следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Доверенность на совершение регистрации общества, выдаваемая физическим лицом (физическими лицами), требует нотариального удостоверения.
К нотариально удостоверенным доверенностям согласно ст. 185 ГК РФ приравниваются:
- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений;
- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Заявление о государственной регистрации подписывается заявителем с указанием его паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).
Следует обратить внимание, что подпись заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена.
Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Статьей 10 Закона предусмотрена возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц. Такой порядок может быть установлен только федеральными законами.
Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.
В течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрирующий орган, во-первых, выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт осуществления регистрации, во-вторых, в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, перечень которых должен быть определен Правительством РФ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
l подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
l решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
l учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
l выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;
l документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Выписка из реестра иностранных юридических лиц и бизнес-сертификат для физических иностранных лиц (разрешение на занятие предпринимательской деятельностью) должны быть легализованы или содержать штамп "апостиль", переведены на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации
Реорганизация является способом как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых.
Статьей 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или в случаях, установленных законом, уполномоченными государственными органами, или по решению суда. При реорганизации юридических лиц имеет место переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к создаваемым в результате такой реорганизации лицам.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
l подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
l учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
l решение о реорганизации юридического лица;
l договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
l передаточный акт или разделительный баланс;
l документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально.
Следует отметить, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Например, к такому органу относится Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, являющееся антимонопольным органом, предусмотренным Законом РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 02.01.2000).
Местом государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, является место нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. К сожалению, пока отсутствует нормативный акт, регулирующий отношения регистрирующих органов, расположенных в различных регистрационных округах, по поводу регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращаемых вследствие реорганизации.
Важным является вопрос о моменте завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате различных форм реорганизации. В приведенной таблице наглядно представлены варианты моментов завершения реорганизации в зависимости от форм проводимой реорганизации.

Форма
реорганизации

Момент завершения
реорганизации

Преобразование

С момента государственной регистрации вновь возникшего
юридического лица, а преобразованное юридическое лицо -
прекратившим свою деятельность

Слияние


С момента государственной регистрации вновь возникшего
юридического лица, а юридические лица, реорганизованные
в форме слияния, считаются прекратившими свою
деятельность

Разделение


С момента государственной регистрации последнего из
вновь возникших юридических лиц считается завершенной,
а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения,
считается прекратившим свою деятельность

Выделение

С момента государственной регистрации последнего из
вновь возникших юридических лиц

Присоединение

С момента внесения в Государственный реестр записи о
прекращении деятельности последнего из присоединенных
юридических лиц

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Решение о внесении изменений в учредительные документы принимается или высшим органом управления юридического лица, или его учредителями в зависимости от организационно-правовой формы субъекта. Следует помнить, что инициатором и лицом, принимающим решение о принудительном внесении изменений, может выступать суд, но только в случаях, прямо предусмотренных законами (ст. 119 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
l подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
l решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
l изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
l документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении на регистрацию подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Государственный реестр соответствующую запись и самостоятельно пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в Государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в Государственный реестр вносится соответствующая запись.
В случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения. Важно отметить, что подпись заявителя в заявлении должна быть удостоверена нотариально.
При внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в Государственный реестр, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ЕГО ЛИКВИДАЦИЕЙ

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Поэтому процедура ликвидации достаточна сложная. Законом определен порядок проведения регистрации ликвидации, который применяется с учетом норм ГК РФ.
В соответствии со ст. 62 ГК РФ и ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. В статье 61 ГК РФ указан перечень случаев, когда компетентное лицо вправе принять решение о ликвидации. При этом необходимо учитывать требования специальных законов, регулирующих деятельность отдельных субъектов различных организационно-правовых форм.
Решение о ликвидации должно содержать:
l само решение о ликвидации;
l информацию о формировании ликвидационной комиссии с указанием лиц, включенных в ее состав, или о назначении ликвидатора;
l информацию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Если ликвидация проводится по решению суда, то его решением на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Специальными законами, регулирующими деятельность конкретных юридических лиц, устанавливаются требования к оформлению и содержанию такого решения.
Регистрирующим органом после получения уведомления вносится в Государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Стадия процесса ликвидации начинается с момента внесения записи в реестр о начале ликвидации. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Государственный реестр. Таким образом, внесение записи в реестр является юридическим фактом, влекущим соответствующие последствия.
Так, после начала процесса ликвидации до момента его завершения не допускается государственная регистрация:
l изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
l юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо;
l юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
В течение осуществления ликвидации ликвидационная комиссия обязана провести необходимые мероприятия, указанные в ст. 63 ГК РФ и нормах специальных законов о конкретных формах юридических лиц. К таким мероприятиям относятся: публикация информации о ликвидации и сроке заявления требований его кредиторами, выявление кредиторов, получение дебиторской задолженности.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационный баланс, который предоставляется в регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, содержится в ст. 21 Закона. Для регистрации ликвидации юридического лица необходимо предоставить следующие документы:
l подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
l ликвидационный баланс;
l документ об уплате государственной пошлины.
Указанный перечень в случае применения процедуры банкротства дополняется:
l определением арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
l документом об уплате государственной пошлины.
В заявлении, направляемом в регистрирующий орган, подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Регистрирующий орган несет ответственность, установленную ст. 24 Закона, за нарушение порядка государственной регистрации.
К нарушениям порядка регистрации относятся:
l необоснованный отказ в регистрации;
l неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
l иное нарушение порядка государственной регистрации;
l отказ в представлении или несвоевременное представление сведений, содержащихся в Государственном реестре.
Необоснованным считается отказ, не основанный на положениях ст. 23 Закона: непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Государственной думой в настоящее время рассматриваются изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся мер ответственности за нарушение порядка регистрации юридических лиц.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАЯВИТЕЛЯ И (ИЛИ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЗА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

За непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в Государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА

Законом введен уведомительный порядок регистрации юридических лиц. Для создания юридических лиц достаточно направить (в том числе и по почте) в адрес регистрирующего органа заявление с приложением необходимых документов. На введение нового принципа регистрации указывает ст. 23 Закона, посвященная отказу в регистрации. В соответствии с п. 1 вышеназванной статьи отказ в регистрации допускается только в случаях, строго определенных Законом, а именно: непредставление предусмотренных Законом документов, необходимых для регистрации, или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Указанная норма не соответствует общим принципам, установленным ст. 51 ГК РФ. Несоответствие учредительных документов Закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Таким образом, регистрирующие органы в силу ст. 51 ГК РФ наделены правом выявлять несоответствия положений учредительных документов нормам Закона, т.е. проводить экспертизу документов. Право регистрирующих органов осуществлять проверку документов юридического лица являлось, с одной стороны, причиной неоправданно больших сроков регистрации, с другой - гарантией создания юридически чистых субъектов предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание, что Закон не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации, как несоответствие законодательству. Более того, в Государственной Думе находится законопроект "О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"", в котором предлагается внести соответствующие изменения в ст. 51 ГК РФ, исключающие из перечня оснований для отказа в регистрации несоответствие учредительных документов нормам Закона и нарушение установленного порядка образования юридического лица.
Таким образом, предлагается отменить государственный контроль регистрирующими органами за соблюдением законодательства при создании, реорганизации и ликвидации юридического лица. Известно, что в процессе проведения регистрации юридических лиц выявляется достаточное количество нарушений, влекущих отказ в регистрации. Причем нарушения, как правило, связаны именно с включением в учредительные документы положений, противоречащих Закону.
Исключена возможность проверки законности создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. В Законе отсутствуют нормы, реально устанавливающие такой порядок контроля со стороны регистрирующих органов.
Снимая с органов регистрации с 1 июля 2002 г. обязанность по выявлению и пресечению нарушений действующих норм законодательства при создании, реорганизации и ликвидации, законодателем будет сведена полноценная процедура государственной регистрации к формальному подсчету представленных документов и проверке принадлежности кандидата в юридическое лицо к регистрационному округу, в котором должна быть осуществлена регистрация. Более того, попытка регистрирующего органа отреагировать на выявленное явное нарушение действующего законодательства не имеет под собой оснований, что приведет к вынесению судебного решения в пользу учредителей юридического лица.
Такой подход, по мнению автора, является неправильным, так как приведет к допущению в гражданский оборот заранее неблагонадежных субъектов.
Основания, указанные в ст. 27 Закона, и изменения в ГК РФ, касающиеся оснований отказа в государственной регистрации, исключают также и последующую возможность принудительно ликвидировать такие юридические лица, правомерность создания которых ставится под сомнение уже на этапе создания.
Таким образом, введение уведомительного порядка регистрации юридических лиц, с одной стороны, является положительным моментом, сокращая сроки проведения регистрации, с другой - может привести к допущению на рынок лиц, заведомо созданных с нарушением действующего законодательства.
Закон о государственной регистрации юридических лиц направлен в первую очередь на решение процедурных вопросов проведения регистрации юридических лиц и не определяет систему регистрирующих органов. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона система регистрирующих органов и их компетенция определяются Правительством РФ.
Новый Закон содержит огромное количество отсылок на иные нормативные акты, создаваемые Правительством РФ, вследствие чего не является тем всеобъемлющим документом, который ожидали участники гражданско-правовых отношений.
Законодатели не решили проблему регистрации юридических лиц с одинаковыми наименованиями, указав исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации, и включив в Закон статью с закрытым перечнем оснований для отказа в регистрации. Закон допускает также регистрацию нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, а в результате десятки, а то и сотни организаций имеют местонахождение в одном помещении.