Президентский пакет поправок в Уголовный кодекс

| статьи | печать

18 ноября Госдума проголосовала за принятие во втором чтении президентских поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Президент, направляя поправки в Госдуму, так оговорил свою позицию: в поправках по либерализации уголовного законодательства «речь идет фактически о предложении смягчить наказания за малозначительные правонарушения».
Законопроект вносит более ста поправок к действующему Уголовному кодексу, содержащих ряд существенных изменений как Общей, так и Особенной его частей.
Так, из Кодекса исключается статья 16 «Неоднократность преступлений», а также упоминание о судимости и неоднократности, как квалифицирующих признаках из Особенной части. Следовательно, в случае принятия поправок, наказание лицу, ранее судимому и совершившему новое преступление, будет назначаться в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 68 УК РФ «Назначение наказания при рецидиве преступлений», а лицу, совершившему несколько однородных преступлений - в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 69 УК РФ «Назначение наказания по совокупности преступлений».
Сам порядок назначения наказания по совокупности преступлений (ст. 69) также изменяется. Предлагается распространить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим и на преступления средней тяжести, а обязательное полное или частичное сложение наказаний применять только в том случае, когда в совокупность входят тяжкие или особо тяжкие преступления.
Пересматриваются основания установления в действиях виновного опасного и особо опасного рецидива (статья 18 «Рецидив преступлений»). Из этой статьи предлагается исключить ссылки на преступления небольшой тяжести.
Еще одна новелла - исключение из Уголовного кодекса такого вида наказания, как конфискация имущества. В статьях Особенной части конфискация заменяется штрафом в качестве дополнительного вида наказания в размере до 1 млн. руб. либо в размере трехлетнего дохода осужденного. Тем не менее, следует иметь в виду, что имущество, нажитое преступным путем, подлежит конфискации в порядке, предусмотренном статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению разработчиков, нуждается в пересмотре система штрафов, предусмотренная УК РФ. Суммы штрафов вместо их нынешнего исчисления в МРОТ предлагается установить в абсолютном денежном выражении, как это уже сделано в Налоговом кодексе Российской Федерации. При этом минимальный размер штрафа будет составлять 2 500 руб., а максимальный – 1 млн. руб. Вместе с абсолютными цифрами сохраняется возможность взыскания штрафа исходя из размера заработной платы или иного дохода осужденного.
Корректируется и такой вид наказания, как исправительные работы. Поскольку до настоящего времени не введены в действие предусмотренные УК РФ такие виды наказания, как обязательные работы и ограничение свободы, выбор наказания у судов при рассмотрении дел о преступлениях небольшой и средней тяжести остается между штрафом и лишением свободы. В связи с этим в проекте предлагается расширить возможность назначения исправительных работ не только по месту работы осужденного, но и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания, но в районе места жительства осужденного.
Кроме того, изменению подвергаются положения, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних. В законопроекте предлагается предусмотреть возрастную дифференциацию несовершеннолетних преступников (14-16 лет, 17-18 лет), с учетом которой максимальные сроки лишения свободы будут составлять соответственно шесть и десять лет независимо от максимальной санкции, предусмотренной статьей УК РФ. В соответствии с этим, корректируются положения главы 14 УК РФ: за впервые совершенное подростком 14-16 лет преступление небольшой и средней тяжести, а несовершеннолетним 16-18 лет - преступление небольшой тяжести не будет применяться наказание в виде лишения свободы.
Целый ряд изменений вносится законопроектом в Особенную часть УК РФ.
Статьи УК РФ о корыстных преступлениях, посягающих на собственность (158, 159, 160, 161 и 162), дополняются новыми квалифицирующими признаками, что позволит судам назначать виновным более справедливые наказания. В законопроекте снижаются максимальные санкции за преступления, совершенные по неосторожности.
Из Уголовного кодекса предлагается исключить статьи 182 «Заведомо ложная реклама» и 200 «Обман потребителей», т.к. ответственность за эти деяния предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Использование же в отношении данных правонарушений уголовного наказания, как следует из пояснительной записки к проекту, не соответствует общественной опасности содеянного.
Поправки существенно ужесточают статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств (ст. 228, 228.1 и 228.2). В новую редакцию этих статей введены законодательные критерии отнесения изъятых их незаконного оборота наркотических средств к крупному и особо крупному размерам. Усиливается ответственность за сбыт наркотических средств и их аналогов, в особенности несовершеннолетним.
Наконец, в связи с принятием нового налогового законодательства в законопроекте предлагается новая редакция статей о налоговых преступлениях (ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации»). Остановимся подробнее на этих поправках.
Напомним, что, согласно действующему УК РФ, уклонение физического лица от уплаты налога, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ, а в особо крупном размере – от 500 до 1000 МРОТ. При этом крупным и особо крупным размером признается сумма неуплаченного налога, превышающая 200 МРОТ и 500 МРОТ соответственно.
Как уже отмечалось выше, в рамках общей концепции законопроекта суммы штрафов установлены не в зависимости от МРОТ, а в абсолютном денежном выражении. Если президентские поправки будут приняты, налоговая недоимка в крупном размере грозит физическому лицу штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., в особо крупном размере – от 200 до 500 тыс. руб. Под крупным размером предлагается признавать сумму налогов, составляющую более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налога, либо превышающая 300 тыс. руб. Особо крупным размером, как следует из проекта, является сумма, составляющая более 500 тыс. руб., при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает 20% от подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
Что касается новой редакции статьи об уклонении от уплаты налогов с организации, то здесь, в первую очередь, следует отметить, что в законопроекте за данные налоговые преступления вводятся штрафы. Сейчас штрафы не предусмотрены, а неуплата налогов организацией в крупном размере (более 1 000 МРОТ) наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 4 лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере (более 5 000 МРОТ), - наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В проекте сроки лишения свободы предлагается уменьшить. За налоговую недоимку в крупном размере (свыше 500 тыс. руб.) этот срок снижен до 2 лет, в особо крупном или группой лиц (свыше 2 млн. 500 тыс. руб.) - до 6 лет.
Что касается размеров штрафов, которые будет должна заплатить недобросовестная организация, то они следующие: за неуплату налогов в крупном размере – от 100 до 300 тыс. руб., в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору – от 200 до 500 тыс. руб.
Еще один важный момент – проект вводит в УК новую статью 199.1, касающуюся ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет. Наказание по этой статье такое же, как и в отношении организаций.
Чтобы обеспечить одобренные изменения в Уголовный кодекс соответствующими процедурными правилами, Президент в сентябре внес законопроект «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 17 октября 2003 года проект был принят думским большинством в первом чтении, а 18 ноября 2003 года - во втором. Далее внесенные Президентом проекты будут рассматриваться также синхронно одним пакетом.
Если предложенные поправки будут приняты, а им предстоит еще одно чтение в Госдуме, и одобрены в Совете Федерации, то, по оценкам специалистов, в течение двух лет в России количество заключенных сократится практически вдвое.