1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Минфин предлагает бизнесу затянуть пояса

Бизнесу не стоит ждать снижения налогового бремени в ближайшие годы. Наоборот, нужно готовиться к его увеличению. Такое неутешительное резюме сделал заместитель министра финансов РФ С. Шаталов на пресс­конференции, прошедшей на прошлой неделе.

НЕГАТИВ

Кризис заставляет Минфин России искать дополнительные источники финансирования бюджета. По данным ведомства, объем налоговых поступлений по итогам пяти месяцев снизился на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для покрытия дыр бюджета ведомство изыскивает возможности для увеличения ставок некоторых налогов. Как сообщил С. Шаталов, порядка 50 млрд руб. бюджету может дать повышение ставок НДПИ на газ уже с 2010 г. Данная мера была заявлена в Основных направлениях развития налоговой политики на 2010—2012 гг., но решения по ней планировались лишь в 2011 г. Ситуация, сложившаяся в экономике, вынуждает Минфин России инициировать увеличение ставки НДПИ на газ уже сейчас. Правда, как уточнил замминистра, такое повышение пока не согласовано с Правительством РФ и требует обсуждения с крупнейшими газодобывающими компаниями.

Еще 50 млрд руб. ведомство рассчитывает получить в результате индексации ставок госпошлины. Ее действующие ставки установлены в 2000 г. и сейчас не соответствуют затратам бюджетных организаций на исполнение функций. Ну и дополнительные 10—15 млрд руб. бюджету даст запланированное увеличение с 2010 г. акцизов на алкоголь и табак.

Что касается компенсации за увеличение размера страховых взносов с 2011 г., которую так требует бизнес, по словам С. Шаталова, организации ее уже получили. Речь идет об антикризисных налоговых мерах, принятых еще в 2008 г. (снижение с 24 до 20% ставки налога на прибыль, повышение амортизационной премии для некоторых видов основных средств и пр.). «Эти решения привели к тому, что в экономике осталось порядка 700 млрд руб., — подчеркнул чиновник. — Цифра будет еще больше, если учесть изменения в отношении экспортных пошлин на нефть (изменен порядок их уплаты, сокращен срок мониторинга и снижены экспортные пошлины). Это еще около 250 млрд руб.».

Напомним, что с 2010 г. отменяется единый социальный налог. Вместо него все организации независимо от статуса будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Совокупный размер таких взносов в 2010 г. составит 26% (размер действующей ставки ЕСН), но уже с 2011 г. увеличится до 34% от фонда оплаты труда. Страховые взносы будут начисляться на выплаты работникам, не превышающие 415 000 руб. в год. Особенно больно эта мера ударит по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. По подсчетам отдельных специалистов, налоговая нагрузка на малый бизнес увеличится в два раза.

С. Шаталов не исключил возможность внесения других изменений в налоговое законодательство по мере возникновения проблем, вызванных кризисом. В частности, он указал на проблемы, связанные с использованием налогоплательщиками различных схем минимизации налоговой нагрузки, в том числе и легальных. Первое, что хотело бы сделать ведомство, — ввести запрет в полном объеме принимать убытки присоединяемых компаний. На сегодняшний момент для прибыльных компаний такая возможность весьма привлекательна, поскольку позволяет значительно уменьшить размер налогооблагаемой прибыли.

ПОЗИТИВ

Минфин России подготовил налогоплательщикам несколько приятных изменений. Уже с 2010 г. будет реализовано обещание премьер­министра о расширении возможности применения упрощенного режима налогообложения. Предельный размер дохода, который позволяет компании переходить на УСН, будет повышен с 15 млн до 45 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
С 20 млн до 60 млн руб. увеличится предельный размер доходов налогоплательщика, ограничивающий право на применение упрощенной системы по итогам отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При этом налого
плательщик утратит право индексировать данные доходы на коэффициентдефлятор. Как уточнил С. Шаталов, подобная мера временная и принимается на три года.

Приблизился Минфин России и к решению проблем с трансфертным ценообразованием и консолидированной уплатой налога на прибыль группой родственных компаний (холдингами). Соответствующие проекты могут быть рассмотрены уже в осеннюю сессию Госдумы.

Ведомство также рассчитывает, что Госдума в текущем году примет законопроект о расширении практики применения отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов. «Не секрет, что все предыдущие годы этот инструмент практически не работал», — заявил С. Шаталов. Причина, по его мнению, — в несовершенстве законодательства. Например, норма о предоставлении отсрочки оперирует такими терминами, как угроза банкротства, недостаточное финансирование за счет бюджетных средств. «Что такое угроза банкротства, кто должен это подтвердить, было непонятно», — считает он.

Минфин России, в свою очередь, предлагает переложить всю ответственность за предоставление отсрочек на налоговые органы. Оценив состояние налогоплательщика, налоговики примут самостоятельное решение. Оно будет зависеть от того, способна ли организация через некоторое время восстановить свою работоспособность и уплатить налоги. Заметим, что данные предложения наводят на мысль об их потенциальной коррупционной составляющей.

Инвестиционный налоговый кредит сейчас предусматривает, что налогоплательщики могут получать отсрочку в основном по уплате налога на прибыль, если они осуществляют какие­либо инвестиционные проекты. Сегодня пороговое значение для отсрочки — не более 30% от суммы налога. В перспективе этот предел может быть увеличен до 100%, сказал С. Шаталов.

Большой блок поправок в Налоговый кодекс, которые готовит финансовое ведомство, касается операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Причем изменения затронут не только организации, но и граждан. «Прежде всего будут уточнены правила, касающиеся операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок для граждан. Для них появится такой инструмент, как РЕПО, займы ценными бумагами, СВОПЫ», — рассказал чиновник. Кроме того, ведомство намерено уже с 2010 г. предоставить гражданам, получающим доходы на фондовом рынке, право на вычет по НДФЛ до 1 млн руб.

Активная дискуссия развернулась и по поводу изменения налогообложения нефтедобычи. Минфин России предполагает уже с 2011 г. ввести новые правила исчисления НДПИ, экспортной пошлины и налога на дополнительный доход в отношении новых месторождений. Предложения направлены на поддержку разработки месторождений Восточной Сибири и морского шельфа. Действующие правила налогообложения делают такие проекты нерентабельными. Предложения не связаны со снижением налогового бремени. Они направлены на перераспределение налоговой нагрузки, чтобы минимизировать налоги на начальном и конечном этапе добычи нефти и, наоборот, взять больше налогов в период, когда месторождение наиболее продуктивно, пояснил С. Шаталов.

Перспективы налога на недвижимость

Отвечая на вопросы журналистов о введении с 2010 г. налога на недвижимость, С. Шаталов заверил всех присутствующих, что ждать этого стоит не раньше 2012 г. Причем скорее всего вводить налог начнут в наиболее «продвинутых» регионах.