Иностранцам вплыв воспрещен

| статьи | печать

На внутренних водных путях России завершилась подготовка магистралей и каналов к летней навигации. До конца апреля вся Единая глубоководная система европейской части страны откроется для судоходных компаний. Но только для тех, кто готов рисковать без страховки, то есть для отечественных. Иностранным судовладельцам наши магистрали не подходят. Да им и запрещено пользоваться российскими внутренними водами.

 

Подкова для иностранцев

В конце прошлого столетия Россия приняла на себя международное обязательство открыть внутренние водные пути для захода судов под иностранными флагами в 2002 г.

В Минтрансе тогда объясняли, что в первую очередь речь идет о так называемой подкове – водном пути из Каспия до Астрахани и далее вверх по Волге, Волго-Донскому каналу на Дунай, Азовское и Черное моря (на карте эта водная дорога напоминает подкову). Чиновники Минтранса и Росморречфлота утверждали, что она наиболее подготовлена для безопасного судоходства и через год-два иностранные суда на паритетных началах с российскими будут бороздить реки России на основе здоровой конкуренции.

До сих пор подкову иностранные судовладельцы не увидели. Лишь в исключительных случаях отдельные иностранные суда смогут воспользоваться российскими водными трассами по специальному постановлению Правительства РФ.

В конце прошлого года премьер Владимир Путин в Ростове-на-Дону при обсуждении проблем развития внутренних водных путей сказал, что правительство пойдет навстречу частным компаниям, если те увеличат инвестиции и объемы перевозки грузов.

«Но мы не можем бесконечно закрывать этот рынок от конкуренции в ущерб потребителям. Если спрос не смогут удовлетворить наши компании, мы будем серьезно думать об открытии наших внутренних водных путей для плавания судов под иностранным флагом», – добавил тогда В. Путин.

После путинского нагоняя министр транспорта Игорь Левитин сообщил журналистам, что реки откроются для иностранцев с 2012 г., когда водные пути будут модернизированы в соответствии с мировыми стандартами. По его словам, готовится законопроект, предусматривающий межправительственное сотрудничество на паритетных началах.

Но в пресс-службе Минтранса корреспонденту «ЭЖ» лаконично заявили о сроках открытия рек – не раньше чем через пять лет.

Но нужны ли нам иностранцы во внутренних водах? Нет ли в этом опасности?

 

Никто не хочет рисковать

В Танкерном союзе России корреспондента «ЭЖ» успокоили: официальное открытие внутренних водных путей вовсе не означает, что начнется массовый приход иностранных компаний со своими судами в наши реки. И вот почему. Зарубежные судовладельцы потребуют от бассейновых служб Минтранса страховых гарантий безопасности судовождения. А таких гарантий по международным условиям Речного регистра никто им не даст, потому что российские реки на многих участках (особенно Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы) нуждаются в капитальной модернизации.

В Русском страховом центре отмечают проблематичность страхования рисков судоходства в России. Только примерно треть гидротехнических сооружений можно застраховать по поддающимся разумению ценам, остальные представляют прямую и явную угрозу для судов, которые рискуют проходить через эти шлюзы.

Эксперты Ассоциации судоходных компаний России добавляют, что увеличить перевозки невозможно и из-за недостаточной пропускной способности водных магистралей.

Пример –  участок Волги от Горьковской ГЭС до Нижнего Новгорода. Размыв дна реки и понижение уровня воды привели к снижению расчетной глубины с 4 до 2,5 м. Не поплаваешь. Здесь даже прекращено движение крупных туристических теплоходов.

Глава Росморречфлота Александр Давыденко уверяет, что решение этого вопроса предусмотрено подпрограммой «Внутренний водный транспорт», где утверждена реализация проекта «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла».

Как обычно, по любой проблеме у чиновников есть в работе или имеются уже готовые программы. Но и прежде на них денег не давали, а в кризис тем более. Недаром многие проекты предлагаются, но к ним даже не пишется ТЭО (не написано по нижегородскому проекту), так как нет и идей об источниках финансирования.

Получается, что российских речников не требуется защищать от конкуренции со стороны иностранных перевозчиков – по таким рекам с такими шлюзами могут плавать только старые российские речные волки на десятилетиями проверенных посудинах.

Но и нельзя и снять запрет для иностранцев. Все равно ведь не придут на реки двухметровой глубины с ржавыми шлюзами, но на весь мир ославят наши порядки. Конфуз получится.

Лучше держать марку и запрет для конкурентов.

 

СПРАВКА

Россия располагает самой протяженной в мире речной сетью 100 тыс. км, которая могла бы обогнуть экватор земли два с половиной раза.

В начале XIX в. реки России были открыты для иностранных судов. Создав конкуренцию и одновременно поддержав отечественных инженеров и речных моряков, властям удалось наладить рост судостроения, а судоходство превратить в одну из ведущих транспортных отраслей.

В настоящее время речным транспортом в Российской Федерации перевозится до 150 млн т грузов, что составляет не более 0,2% от общего объема грузовых перевозок. Между тем в 1980-е гг. по рекам России за каждую навигацию перевозилось более 600 млн т грузов.

Из 335 гидротехнических сооружений в крайне опасном состоянии находится 12 объектов. 75% действующих гидротехнических сооружений находится в эксплуатации от 50 до 176 лет. Учащаются потому аварии судов при прохождении шлюзов.