Европейцы в кризис экономят на дорогих удовольствиях. Россияне – наоборот. Об этом свидетельствуют данные о продажах товаров и услуг. К примеру, в Европе сбыт автомобилей представительского класса резко сократился, зато вырос спрос на машины низкой и средней ценовых категорий. В России перестали покупать автовазовскую продукцию, а вот от Bentley не отказались. То же – по туристическим услугам.
По оценкам экспертов, вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий, у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, снизят спрос на турпутевки на 20–30%. Как показал опрос профессионалов рынка, проведенный «ЭЖ», на сегодняшний день туристические компании отмечают падение продаж на уровне 10–15%. Меньше сограждан поедут в теплые края на майские праздники. Хотя активно растут продажи на самых дорогих маршрутах, куда до кризиса российских потребителей пускали неохотно.
По данным Росстата, в 2008 г. наши сограждане совершили 11,3 млн туристических поездок за границу, что на 20,8% больше, чем в 2007 г. В то же время за девять месяцев прошлого года выезд за рубеж с целью туризма возрос на 24,3%.
Как отмечают аналитики компании «Экспресс-Обзор», предшествующий кризису активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Поэтому влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу: уже зимой 2008 г. началось падение продаж услуг.
Чтобы оценить состояние рынка выездного туризма, корреспондент «ЭЖ» решил поинтересоваться у туристических компаний, как идут продажи путевок на майские праздники.
Спрос на путешествия в первой половине мая традиционно велик. Небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить россиянам полноценный двухнедельный отдых, отпросившись с работы всего на неделю. Как оказалось, пока снижение спроса не достигло уровня, прогнозируемого экспертами.
Так, в рамках холдинга VKO Group снижение суммарного объема продаж по сравнению с прошлым годом не превышает 10%, у «Турбюро Москва» – 10–15%. Как правило, решение отказаться от отдыха принимают клиенты туристических компаний, привыкшие отдыхать в Турции, Греции или Таиланде, то есть по путевкам из среднего ценового сегмента.
«Безусловно, данная ситуация на рынке туризма – последствия мирового финансового рынка. Люди стали считать деньги, и отдых перестал являться чем-то необходимым. Это с одной стороны. С другой – отдых уже стал для многих неотъемлемой частью жизни», – считает Ольга Шоринова, генеральный директор сети «Мастер отдыха».
Большинство любителей путешествий стараются найти способ сэкономить, но не отменять отдых. Они обращаются в туристические компании с просьбой подыскать более дешевый отель или экономные билеты на самолет.
«Повышенным спросом пользуются экономичные туры, на которые мы ожидаем вторую, более высокую, волну спроса ближе к майским праздникам», – отмечает Ирина Голубева, заместитель директора по развитию VKO Travel.
Чтобы удержать клиентов, предпринимают меры и владельцы гостиниц. «Сейчас хотельерам приходится подстраиваться под ситуацию на рынке, многие снижают цены. Так, китайские партнеры снизили цены на отдых на 30%. У нас соответственно появилась такая же возможность. В результате увеличился туристический поток в Китай», – сообщил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор компании «Турбюро Москва» Константин Смирнов. Из-за общего снижения цен в среднем цены на перевозку и отели в этом году упали на 22%. К слову сказать, снижение цен на перевозку обусловлено также падением цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.
Устав от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, большинство клиентов туристических компаний для отдыха в период майских праздников выбирают солнечные направления. По словам И. Голубевой, по сравнению с результатами прошлого года среди клиентов фирмы увеличился спрос на путевки в Грецию на 38% и в Хорватию на 67%. Впрочем, другие туристические компании, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭЖ», значительного перераспределения внимания туристов к каким-нибудь отдельным направлениям не заметили.
«Что касается потребительского спроса на отдых в начале мая, то он мало чем отличается от предыдущего года в смысле выбора направлений. По статистике, в агентствах «Мастер отдыха» лидером направлений является Египет, за ним следует Турция, замыкает тройку лидеров Чехия», – отметила О. Шоринова. Исключением из общего правила в этом году стал разве что Таиланд. По словам К. Смирнова, из-за разразившейся в Бангкоке гражданской войны клиенты, которые планировали отдыхать в Таиланде, собираются отправиться в Китай, Марокко, на Мальту, в Испанию или Тунис – туда, где спокойно.
Интересно, что в период массовых увольнений и снижения заработных плат некоторые туроператоры отмечают заметное увеличение спроса на эксклюзивные туры.
Отказываясь от путешествия в группах и по фиксированным программам, любители путешествий просят туристические компании составить им индивидуальный план отдыха, заказывая при этом самые дорогие отели и VIP-сопровождение. Такую тенденцию профессионалы рынка объясняют тем, что до недавнего времени забронировать замки и элитные отели в европейских странах для российских туристов было достаточно проблематично, потому что европейцы привыкли заботиться об отдыхе загодя и все свободные места выкупались задолго до предполагаемого отдыха.
«Наши туристы, как правило, бронируют гостиницы в последний момент, так что часто оказывалось, что все лучшее уже занято», – пояснил К. Смирнов. По его словам, по сравнению с прошлым годом количество дорогих индивидуальных заказов на майский отдых увеличилось до 10%, в частности возрос спрос на отдых и свадьбы в замках.
Динамика запросов клиентов туристических агентств в марте 2004–2009 гг., %*
| 
           
  | 
           2009 г.  | 
           2008 г.  | 
           2007 г.  | 
           2006 г.  | 
           2005 г.  | 
           2004 г.  | 
| 
           Египет  | 
           38,4  | 
           41,24  | 
           41,23  | 
           46,83  | 
           42,65  | 
           52,92  | 
| 
           Турция  | 
           16,39  | 
           4,24  | 
           4,49  | 
           4,42  | 
           5,56  | 
           4,07  | 
| 
           Таиланд  | 
           6,24  | 
           9,77  | 
           14,09  | 
           12,41  | 
           9,47  | 
           8,97  | 
| 
           ОАЭ  | 
           4,93  | 
           6,36  | 
           8,7  | 
           7,71  | 
           8,77  | 
           13,16  | 
| 
           Греция  | 
           2,97  | 
           0,83  | 
           0,89  | 
           0,92  | 
           0,96  | 
           0,48  | 
| 
           Испания  | 
           2,36  | 
           1,24  | 
           1,49  | 
           1,62  | 
           1,63  | 
           1,18  | 
| 
           Индия  | 
           1,93  | 
           3,7  | 
           2,9  | 
           2,37  | 
           2,83  | 
           3,41  | 
| 
           Чехия  | 
           1,93  | 
           1,84  | 
           1,93  | 
           1,98  | 
           3,3  | 
           1,49  | 
| 
           Кипр  | 
           1,86  | 
           0,58  | 
           0,75  | 
           0,82  | 
           0,88  | 
           0,69  | 
| 
           Италия  | 
           1,78  | 
           1,74  | 
           1,52  | 
           1,12  | 
           1,21  | 
           0,8  | 
| 
           Болгария  | 
           1,77  | 
           0,94  | 
           1,02  | 
           0,91  | 
           0,77  | 
           0,49  | 
| 
           Доминикана  | 
           1,69  | 
           2,42  | 
           1,11  | 
           1  | 
           1,06  | 
           1,01  | 
| 
           Тунис  | 
           1,54  | 
           0,98  | 
           0,84  | 
           0,88  | 
           1,11  | 
           0,56  | 
| 
           Израиль  | 
           1,53  | 
           1,97  | 
           0,81  | 
           0,32  | 
           0,55  | 
           0  | 
| 
           Китай  | 
           1,22  | 
           1,45  | 
           1,36  | 
           0,78  | 
           0,43  | 
           0,19  | 
| 
           Индонезия  | 
           1,15  | 
           2,28  | 
           1,2  | 
           0,93  | 
           0,84  | 
           0,75  | 
| 
           Франция  | 
           1,13  | 
           1,16  | 
           0,96  | 
           0,98  | 
           1,22  | 
           0,95  | 
| 
           Куба  | 
           1,03  | 
           2,04  | 
           1,23  | 
           1,23  | 
           1,17  | 
           0,79  | 
| 
           Хорватия  | 
           0,96  | 
           0,15  | 
           0,22  | 
           0,18  | 
           0,27  | 
           0,04  | 
| 
           Мальдивы  | 
           0,92  | 
           2,19  | 
           1,09  | 
           1,11  | 
           1,25  | 
           1,04  | 
* Данные предоставлены компанией «ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ» на основе статистических данных, которые собираются по запросам посетителей более чем на 100 сайтах туристических агентств, сетевых структур, интернет-ресурсах. Суммарная посещаемость составляет не менее 25 000 запросов в день.
