1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1939

Когда налоговикам можно сказать «нет»?

Когда налоговикам можно сказать «нет»?

Налоговики запросили у вас информацию или документы, касающиеся вашего контрагента или сделки, совершенной с ним. Все ли их запросы следует удовлетворять? Не все и не всегда.

Налоговый контроль на основании ст. 82 НК РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством различных правовых инструментов, предусмотренных НК РФ. К их числу, например, относится истребование документов и информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Согласно положениям указанной статьи налоговикам предоставлено право истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, его контрагенте или сведения о конкретных сделках как при проведении налоговой проверки, так и вне ее.

За непредставление документов или информации в установленные сроки может последовать ответственность по ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа 1000 руб., а при повторном нарушении в течение года – 5000 руб. Повторность нарушения трактуется судами как совершенное два и более раза в течение календарного года[1].

Все чаще налогоплательщики пытаются воспротивиться растущим аппетитам налоговиков, отказывая в удовлетворении запросов. Анализ судебной практики радует: суды защищают налогоплательщиков, подтверждая правомерность отклонения запросов, если выявляются нарушения при их формировании и направлении.

Запросы в рамках проверок

Воспротивиться налоговикам и уйти от ответственности по ст. 129.1 НК РФ будет сложно, если речь идет о запросах в рамках проводимой проверки.

Дело в том, что в рамках проверки налоговики могут запросить практически любую информацию либо документы. И если интересуемая информация либо документы имеются у запрошенного, и процедура запроса соблюдена, то представить имеющиеся документы такое лицо обязано в течение пяти дней с даты получения запроса. Если документы или информация отсутствуют, об этом сообщается в тот же срок.

Иными словами, в рамках проверки обратиться за информацией и документами налоговики вправе к любым лицам, обладающим интересующими их сведениями. Важно, чтобы были соблюдены все процедуры, предусмотренные в п. 3 и 4 ст. 93.1. НК РФ.

 

Процедура запроса

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Обратите внимание, что направить запрос напрямую налого­плательщику, не состоящему на учете у запрашиваемого налогового органа, считается нарушением. Ответить на подобный запрос можно отказом с указанием такой оплошности налогового органа.

В направляемом поручении другому налоговому органу обязательно должно быть отражено: при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки приводятся также сведения, позволяющие ее идентифицировать.

Обратимся к документальному оформлению налоговых запросов. В действительности документ, которым запрашиваются сведения или документы, именуется требованием. Его форма утверждена в приложении № 5 приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее – приказ ФНС России).

Получив какой-либо иной похожий документ, например с названием «Запрос» или по неутвержденной форме, смело можно его игнорировать. При этом лучше сохранить его на тот случай, если за неисполнение запроса вас привлекут к ответственности по ст. 129.1 НК РФ[2].

Помимо самого требования запрашиваемое лицо должно получить копию поручения налогового органа (где оно не состоит на налоговом учете), на основании которого выписано требование. Форма поручения также утверждена в приложении № 6 приказа ФНС России. Если же налого­плательщик состоит на учете в налоговом органе, инициирующем запрос, то копию поручения он не увидит.

Получив поручение, необходимо свериться с утвержденной приказом ФНС России формой, обратив внимание на заполненные поля. Отсутствие конкретизирующих запрос сведений является нарушением и соответственно дает право отказать в предоставлении сведений или документов.

 В запросе обязательно должно быть указано мероприятие, служащее основанием запроса документов или информации.

Отсутствие его в тексте является обстоятельством, освобождающим от обязанности исполнить «просьбу» налоговиков.

Как отмечают суды, письменные поручения налогового органа об истребовании от заявителя документов, в которых отсутствует информация, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов, не имеют юридической силы, что исключает возможность привлечения лица к ответственности по ст. 129.1 НК РФ[3].

Так, ФАС Западно-Сибирского округа поддержал банк, воспротивившийся предоставлять сведения о сделке на том основании, что полученное требование не содержало указаний на конкретную сделку, относительно которой требуется информация. В данном случае решение о привлечении банка к ответственности было признано недействительным[4].

 

Запросы вне налоговых проверок

Отдельно следует остановиться на процедурных моментах.

В силу требований п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок может быть истребована только информация по конкретной сделке, а не документы. Например, на запрос представить, в частности, договоры, лицевые счета налогоплательщик вправе отреагировать отказом.

Дело в том, что понятия «информация» и «документ» не тождественны.

К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ – это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе в виде текста[5]. Законодатель разграничил эти понятия в ст. 93.1 НК РФ, в п. 1 и 3–5 которой речь идет о документах и информации, а в п. 2 данной статьи, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, сказано только о предоставлении информации.

Разделение понятия «документ» и «информация» содержится в форме требования о представлении документов (информации) и в форме поручения об истребовании документов (информации) (приложения № 5 и 6 к приказу ФНС России).

Исходя из изложенного арбитражные суды отказывают налоговикам в привлечении к ответственности лиц, игнорирующих запросы о представлении документов вне рамок налоговых проверок[6].

Если речь идет о запросе информации, то в поручении должна быть отражена истребуемая информация. Если запрашивается информация о конкретной сделке, то указываются сведения, позволяющие идентифицировать ее. Далее приводится полное и сокращенное наименование контрагента, по которому возникли вопросы у фискалов. Вместо наименования могут быть указаны ИНН/КПП. Если запрос касается физического лица, то отражаются фамилия, имя, отчество, а при наличии – ИНН.

Завершают запросный документ подпись и печать налогового органа, от имени которого исходит документ. Обращаем внимание, что подписать его может только руководитель налоговой инспекции или его заместитель, указав классный чин, фамилию, имя и отчество. Отсутствие должного заверения влечет право отказаться от исполнения запроса.

Таким образом, забывчивость или умышленное игнорирование норм НК РФ являются теми обстоятельствами, которые дают право налогоплательщикам отказать налоговому органу в предоставлении информации или документов.

 _________________________

[1] Постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2008 № Ф09-4425/08-С3.

[2] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 № Ф04-274/2009­(19826-А46-32).

[3] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2009 № Ф04-8010/­2008(18346-А46-41).

[4] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 № Ф04-8148/­2008­(18787-А46-26).

[5] Пункт 1 ст. 11 НК РФ , п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

[6] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008­(6766-А75-14).