Законопроектный портфель («Ваш партнер-консультант», № 17, 2009 г.)

| статьи | печать

Изменение сроков приватизации

В Госдуму внесен законопроект,   в очередной раз продлевающий сроки приватизации и расприватизации жилых помещений.

Приватизировав жилье, его собст­венник должен содержать за свой счет не только само жилое помещение, но и общее имущество собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В собственность граждан может быть передано только жилье, находящееся в надлежащем состоянии, то есть после проведенного очередного капитального ремонта. До приватизации функции поддержания жилья и всего дома в нормальном состоянии исполняют управляющие компании, которые до 1 марта 2010 г. во многих ветхих многоквартирных жилых домах не успевают провести капитальный ремонт.

В связи с этим предлагается продлить период для реализации права на приватизацию жилых помещений до 1 марта 2012 г. До этой же даты продлевается срок, в течение которого граждане могут расприватизировать полученное жилье, то есть передать когда-то приватизированное имущество обратно в государственную или муниципальную собственность. Напомним, что ранее срок окончания приватизации уже переносился с 1 января 2005 г. на 1 марта 2010 г.

(Проект № 185421-5)

 

Отдельного порядка расследования отравлений не будет

Из Трудового кодекса РФ хотят исключить норму, согласно которой случаи острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, расследуются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (часть 9 ст. 229.2).

В Трудовом кодексе РФ уже содержится норма, определяющая, что расследованию подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения и иные повреждения здоровья, включая отравления (ст. 227).

Сейчас расследование случаев острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, возникновение которых у работников обусловлено воздействием вредных производственных факторов, проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Поэтому установление отдельного порядка расследования случаев острого отравления или радиационного воздействия, по мнению законодателя, не требуется.

(Проект № 184533-5)

 

Органы местного самоуправления будут допущены к ценообразованию

В статью 424 ГК РФ планируют внести изменения, предоставляющие право органам местного самоуправления устанавливать цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) в предусмотренных законом случаях.

В настоящее время рядом федеральных законов органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать и регулировать цены (например, п. 4 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Однако Гражданский кодекс РФ предоставляет такое право только уполномоченным государственным органам (абз. 2 части 1 ст. 424).

Чтобы разрешить это противоречие, в ст. 424 ГК РФ вносятся соответствующие изменения.

Законопроект принят во втором чтении.

(Проект № 37669-4)

 

Права представительных органов муниципальных образований хотят расширить

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» хотят дополнить положениями, позволяющими представительным органам муниципальных образований более действенно контролировать глав муниципальных образований.

Законопроект устанавливает, что глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования и обязан представлять ему ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования наделяется правом удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку могут служить его решения, действия (бездействие), повлекшие:

  • возникновение просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающей 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году либо превышающей 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году;
  • нецелевое расходование бюджетных средств;
  • нарушения Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом;
  • неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Законопроектом предусмотрено, что инициатива депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку рассматривается представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ.

Решение об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Законопроектом устанавливаются гарантии прав главы муниципального образования. В частности, глава муниципального образования должен быть заблаговременно уведомлен о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомлен с обращением депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта РФ. Помимо этого ему должна быть предоставлена возможность дать депутатам представительного органа объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его удаления в отставку. Глава муниципального образования вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию (обнародованию) вместе с названным решением.

(Проект № 155656-5)

 

Новые штрафы для судоводителей

КоАП РФ дополнят нормами об ответственности за управление маломерным судном без документов, которые необходимы для допуска к управлению им.

Документами, необходимыми для допуска к управлению маломерным судном, являются удостоверение на право управления им и судовой билет (регистрационный документ на судно). Законопроектом установлено, что за отсутствие этих документов, а также документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым судном в отсутствие владельца налагается штраф в размере 100 руб. Такой же штраф пред­усмотрен при передаче управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления.

(Проект № 105098-5)

 

Техрегламент безопасности объектов капитального строительства

В Госдуме рассматривается проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

Данный техрегламент в соответст­вии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» относится к первоочередным и должен быть принят до 1 января 2010 г.

Согласно законопроекту объектами технического регулирования признаются объекты капитального строительства (здания, сооружения) на всех стадиях их жизненного цикла, за исключением процессов изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса.

Техрегламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности зданий и сооружений, в том числе требования:

  • механической безопасности в нормальных условиях эксплуатации;
  • пожарной безопасности;
  • безопасности при опасных природных процессах и техногенных воздействиях;
  • безопасных для здоровья человека условий проживания, труда, быта и отдыха, включая требования биологической, химической, радиационной безопасности и требования к внутреннему микроклимату;
  • безопасности для пользователей (в том числе электробезопасности и термической безопасности) зданиями, сооружениями, их системами и элементами, а также земельными участками, на которых они расположены;
  • безопасности (в том числе электробезопасности и термической безопасности) зданий, сооружений, их систем и элементов для пользователей;
  • энергосбережения и безопасного уровня воздействий зданий и сооружений на окружающую среду в процессе строительства, использования по назначению и эксплуатации.

Техрегламент также определяет порядок проведения оценки соответствия характеристик здания или сооружения требованиям безопасности. Такая оценка может проводиться в следующих формах:

  • государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • декларации о соответствии проектной документации;
  • разрешения на строительство;
  • негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • строительного контроля;
  • технического надзора заказчика;
  • испытаний сооружений, строительных конструкций;
  • испытаний сетей и систем инженерно-технического обеспечения (в случаях, когда они предусмотрены);
  • авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации (в случаях, когда такой надзор предусмотрен законодательством Российской Федерации);
  • государственного строительного надзора;
  • ввода в эксплуатацию здания или сооружения;
  • декларации о соответствии завершенного строительством здания (сооружения);
  • разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения.

(Проект № 177567-5)