1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1341

Образовательный микс

Повысить квалификацию сотрудников можно, сочетая дистанционные технологии и очную форму обучения
Образовательный микс

Компании ищут новые пути для повышения квалификации своих сотрудников. Так, в рамках выставки «Персонал Москва- 2009» рассматривались различные виды корпоративного образования, в частности такая форма, как смешанное обучение (blending learning). Сейчас, когда время особенно дорого, этот метод актуален как никогда.

Смешанное обучение – это корпоративное обучение, которое позволяет объединять работу с образованием. Blending learning включает дистанционное образование, очные занятия и самоподготовку. Это личное общение с преподавателем, тренинги, семинары, форумы, а также самостоятельное изучение материалов, удаленное общение с преподавателем в форумах и через ICQ, обычные и электронные тесты, ролевые игры, классическое домашнее задание и т.д. Необязательно применять все сразу. Гораздо эффективнее сочетать эти приемы, учитывая конкретные задачи обучения и специфику компании. Такая корпоративная подготовка позволит сэкономить время и ресурсы и максимально связать обучение и задачи предприятия. Будет обучение сотрудников проходить после или во время рабочего дня, решает руководство.

 

Использовать преимущества

Каждая отдельная форма образования, будь то очное, дистанционное или самостоятельное, имеет недостатки. Концепция смешанного обучения использует их преимущества.

С помощью дистанционных технологий каждый сотрудник может учиться, когда ему удобно. Он может получать материалы по электронной почте, в удаленном режиме советоваться с руковод-
ством и предлагать ему свои идеи. Это позволяет уделять внимание и обучению, и работе.

Очные же встречи с преподавателями и консультантами проводятся после хотя бы минимальной самостоятельной подготовки и дистанционного обучения. Они результативны, когда у всех учащихся приблизительно одинаковый уровень знаний. Тогда не придется подолгу объяснять кому-то одному из группы простые вещи, которые он может прочитать в учебниках. Ведь преподаватели и консультанты не только дают новые знания, но и систематизируют имеющиеся, объясняют сложные или специфические темы. Очное обучение эффективно в следующих областях: коммуникативные навыки, искусство презентации, установление внутрикорпоративных связей, передача неформализуемых знаний. Во время очных занятий проводятся деловые игры, тренинги и мастер-классы. Все они закрепляют знания. Ну и конечно, преподаватели контролируют учебу своих подопечных лично. Это надежнее, чем самопроверка или оценка знаний дистанционно.

 

Выбор методов

Следует выбирать виды занятий в зависимости от целей и ресурсов компании. Может быть, стоит больше внимания уделить дистанционным методам, а может, очным занятиям (см. схему).

В первом случае компания сможет уменьшить затраты на обучение, что сейчас особенно актуально. При дистанционном образовании основные затраты – хорошо налаженные каналы связи, а для всего учебного процесса необходимо время для планирования и личных встреч, люди, которые будут преподавать и руководить всем этим. Акцент на очное обучение стоит делать тогда, когда хочется повысить эффективность корпоративного образования.

Те компании, которые уже проводили корпоративное обучение сотрудников (в основном в очной форме), могут изменить его форму, сочетая очные занятия с индивидуальной работой с помощью информационных технологий (ИТ). Это сократит затраты.

В целом смешанное обучение можно разбить на множество элементарных циклов. Каждый из них представляет порядок обучающих мероприятий. Наиболее часто используются следующие циклы обучения:

  • очное (тренинг, вводный семинар и т.д.) – электронное (теоретическая база, общение с коллегами, самостоятельная подготовка, использование симуляторов и т.д.) – очное (совершенствование и закрепление полученных знаний и навыков);
  • электронное (вводный курс, предоставление теоретической базы, подготовка к семинару и т.д.) – очное (основное мероприятие) – электронное (сертификация, закрепление материала, поддержка после прохождения курса и т.д.).

 

Внедрение

Внедрить систему смешанного обучения в компании можно по-разному. Так, ведущие специалисты предприятий могут сами составлять учебные пособия, а потом проводить очные занятия, семинары, тренинги, деловые игры, если, конечно, у них есть на это время. А ИТ-служба организует виртуальные площадки для общения и выделит каналы связи.

Если для организации такого учебного процесса у предприятия не хватает ресурсов, нужно обратиться к профессионалам. Существуют компании, которые предоставляют готовые программы смешанного обучения и разрабатывают специальный курс образования под конкретные задачи. Например, в программу обучения менеджера торгового зала включаются электронные курсы по таким тематикам, как розничные продажи, управление отношениями с клиентами, деловой этикет, линейка продуктов. А в программу для руководителя производственного отдела может включаться обучение Microsoft Project 2003, эффективной постановке целей, управлению отношениями с клиентами, этике делового письма, формированию эффективных команд.

 

Индивидуальный «рецепт»

Таким образом, смешанное обучение представляет собой новый подход к образованию, который сегодня особенно актуален из-за экономии времени и тесной связи учебного и рабочего процессов. При этом, несмотря на название, не стоит стараться использовать все виды занятий для всех сотрудников. Успех смешанного обучения зависит от правильно разработанного «рецепта» для каждой конкретной компании, подразделения и сотрудников. Образовательный процесс должен быть тщательно спланирован, расписан по дням и часам. Это позволит компании избежать лишних затрат и сэкономить время.

Необходимо учитывать рабочее и свободное время тех, кто учится, и тех, кто учит. Методы обучения следует выбирать такие, которые подходят сотрудникам компании. Кроме того, занятия должны быть если не в радость, то точно не в тягость. Образование и работа должны дополнять друг друга, быть двумя частями одного целого. Только тогда можно добиться поставленной в начале обучения цели.

 

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Повышать качество и экономить

Александр Печенкин, к.э.н., заместитель директора по научной работе НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром»

Смешанные технологии обучения наиболее эффективны при переносе теоретического блока обучения в дистанционный формат. При этом практические занятия в форме тренинга или деловой игры сохраняются. Кроме того, в учебных курсах большинства организаций присутствуют как общие универсальные для всех темы, которые целесообразно вынести в дистанционный формат (так как они проработаны в готовых электронных курсах, присутствующих на рынке), так и специфичные для конкретной отрасли или компании темы, которые полезно проводить в традиционном формате. Иногда компании заказывают электронные курсы, которые необходимы для большого числа сотрудников, оставляя специализированные курсы, где аудитория слушателей невелика в очных программах. Внедрение технологии смешанного обучения представляет собой взвешенный подход, при котором качество не приносится в ущерб экономической эффективности программы обучения. По нашим оценкам, перевод до 50% времени учебной программы в дистанционный формат приводит к сокращению финансовых издержек на 30% при сохранении требуемого уровня качества.

 

До смешанной формы обучения нужно дорасти

Виктория Вергун, руководитель отдела маркетинга компании Competentum

Модель смешанного обучения может быть эффективна не для каждой компании. Чтобы понять, нужно ли внедрять blended learning, предприятие проводит аудит процессов корпоративного обучения: какие задачи существуют, насколько успешно они решаются и пр. Кроме того, всегда необходимо соотносить процесс обучения со стратегические целями компании.

Например, компания наметила в ближайшие два года выйти в регионы. Встает задача обучать новых сотрудников филиалов компании (территориально распределенных!) по относительно однотипной программе обучения. В такой ситуации оптимально использовать электронное обучение.

Или учебный центр компании должен повысить квалификацию сотрудников коммерческих служб по навыкам продаж. В данном случае наилучший эффект даст смешанное обучение (обучение продуктовой линейке – с помощью электронных курсов, а обучение навыкам продаж – с помощью очных тренингов).

Универсальной модели смешанного обучения нет: все зависит от целей, условий, механизмов обучения в компании и ряда других факторов.

Главная задача – соотнести цели и методики обучения. Правильное составление «смеси» подобных методик позволит компании достичь наибольшей эффективности.