Работать некому («Экономика и жизнь», № 18, 2009 г.)

Самым большим ресурсом пополнения рынка труда могут стать мигранты из стран СНГ
| статьи | печать
Работать некому («Экономика и жизнь», № 18, 2009 г.)

Многие работодатели отмечают, что найти хороших специалистов сложно даже в кризис. Дефицит кадров в стране нарастает. Как утверждают ученые, если не предпринять срочных мер, то через несколько лет вообще работать будет некому. Существует три варианта решения проблемы (надо сказать, все три относятся к числу сугубо непопулярных): увеличивать возраст выхода на пенсию, создавать условия для труда инвалидов и активно содействовать переезду на жительство в РФ граждан других стран.

Демографические прогнозы, сделанные экспертами ООН в докладе о развитии человеческого потенциала в России, свидетельствуют, что ближайшие 5–7 лет нас ожидает резкое сокращение численности населения в возрасте экономической активности. В дальнейшем сокращение рабочей силы будет происходить медленнее, но вернуться на прежние рубежи, увы, уже не удастся никогда.

Численность экономически активных граждан (15–72 года) будет снижаться на фоне старения самого трудоспособного населения. Сначала снижение выразится в сокращении числа молодых (до 30 лет) россиян и одновременном увеличении количества людей зрелого возраста (30–39-летних и 60–72-летних). После 2020 г. работодателям придется выбирать сотрудников в основном среди 40–72-летних граждан (диаграмма 1).

По словам директора Института демографии ВШЭ Анатолия Вишневского, быстрая убыль населения в трудоспособном возрасте – одна из самых острых проблем, стоящих перед нашей страной. Сейчас об этом говорят меньше, многие озабочены безработицей. Но это не отменяет дефицита качественных трудовых ресурсов. Кроме того, экономический кризис – явление временное, после него начнется подъем. Тогда, с одной стороны, спрос на труд будет расти, а с другой – убыль населения в трудоспособном возрасте будет ощущаться все больше.

Понятно, что неизбежное старение трудоспособного населения приведет к увеличению доли работников с устаревшим профессионально-квалификационным профилем. И первое, о чем государству и руководителям предприятий стоит задуматься уже сейчас, – формирование эффективной системы массового непрерывного образования. А оно находится в полуразрушенном состоянии.

Еще более важной задачей на ближайшие 10–15 лет становится мобилизация всех трудовых резервов, которые способны хотя бы частично ослабить напряжение на рынке труда.

 

Не надо увольнять стариков

Одним из ресурсов расширения предложения на рынке труда, по оценке руководителя Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, является повышение возрастных показателей экономической активности населения рабочих возрастов.

По данным обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата, к экономически неактивному населению относятся свыше 83% мужчин и 87% женщин в возрасте 15–19 лет, а также более 33% мужчин и 43% женщин 20–24 лет (диаграмма 2). То есть большая часть молодых людей по разным причинам не трудится.

Незанятость в молодом возрасте нередко связана с различными барьерами на входе в официальный рынок труда. Кроме того, масштабы неформальной занятости намного выше среди молодых граждан. Специальное исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» показало, что совокупная теневая занятость охватывает более трети работающих 18–24 лет (34%) и свыше четверти (28%) трудящихся 25–29 лет.

Огромное значение в нынешних условиях приобретает увеличение общего периода пребывания человека на рынке труда, которое может происходить за счет стимулирования более позднего выхода на пенсию и снятия барьеров на возврат к активной деятельности.

В нашей стране насчитывается свыше 38 млн пенсионеров, в том числе 29,6 млн пенсионеров по старости. Значительная часть из них сегодня продолжает работать, причем, по официальным данным, занятость пенсионеров растет начиная с 2002 г. В настоящее время число трудящихся пенсионеров уже превышает 9,4 млн (около четверти всех вышедших на заслуженный отдых россиян).

В общем числе занятых доля работающих пенсионеров увеличилась с 13% в 2004 г. до 17% в 2008-м. Таким образом, примерно каждый шестой занятый уже был пенсионером.

В целом расширение предложения на рынке труда за счет работающих пенсионеров, считает М. Дмитриев, может быть еще более значительным. Если в будущем доля работающих пенсионеров в общей численности населения соответствующих возрастов сохранится на уровне 2008 г., то в ближайшие 10–15 лет можно ожидать увеличения числа работающих пенсионеров почти на 3 млн.

Правда, многие независимые эксперты придерживаются мнения, что для реализации такого сценария необходимо стимулировать работодателей к использованию труда людей пенсионного возраста. В частности, надо снизить отчисления в Пенсионный фонд от зарплаты граждан, уже отдавших в него весомые суммы за годы своей жизни.

 

Трудоспособные инвалиды

Следующим ресурсом рынка труда могут стать инвалиды. В России их примерно столько же, сколько во всех развитых странах. Однако доля занятых среди инвалидов в нашей стране намного ниже среднего уровня государств ОЭСР, где работа есть у 50–70% инвалидов трудоспособных возрастов. Для сравнения: в России, по разным оценкам, трудится лишь 11–15% всех инвалидов.

Сейчас наши инвалиды испытывают затруднения, связанные с повышением уровня их оплачиваемой занятости. Например, средняя продолжительность поиска работы инвалидами устойчиво превышает соответствующий показатель для всех других безработных и постоянно увеличивается (в прошлом году 64% инвалидов искали работу свыше 12 месяцев). Между тем, если в ближайшее время Россия сумеет довести уровень занятости среди них до среднего уровня стран ОЭСР, число занятых увеличится примерно на 3,6 млн человек без изменения демографических параметров.

 

Мигранты пригодятся

Наибольшие возможности для компенсации убыли трудовых ресурсов в нашей стране потенциально существуют в рамках международной трудовой миграции. Некоторые эксперты уверены, что для покрытия дефицита рынка труда нам необходимо привлечь порядка 15 млн человек из стран СНГ.

В официальной Концепции демографической политики пока ставятся скромные задачи: к 2016 г. обеспечить ежегодный миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек, а к 2025-му – более 300 тыс. человек ежегодно. Это позволит привлечь около 4,5 млн мигрантов из стран СНГ.

В любом случае на пути крупномасштабной иммиграции в Россию стоят серьезные препятствия. Главное из них заключается в том, что появление большого числа иммигрантов в стране чревато высокой социальной конфликтностью.

Руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер отмечает, что у нас очень сильны настроения отторжения и неприязни к приезжим, даже если они являются этническими русскими. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию толерантности среди российских граждан. В рамках развития системы образования необходимо создавать льготные условия для доступа к обучению молодежи из числа мигрантов, а также учащихся из-за рубежа.

В настоящее время среди трудовых мигрантов из стран СНГ преобладают лица с невысоким уровнем профессиональной подготовки. Вместе с тем наибольший неудовлетворенный спрос возникает в сегменте квалифицированных рабочих и среднего технического персонала. Решение этой проблемы потребует развития специализированных форматов обучения иностранных мигрантов. Причем некоторые из них эффективнее развивать не в самой России, а в странах происхождения трудовых мигрантов при содействии нашего государства.