Нет координатора, зато есть комбинаторы

Мнение эксперта
| статьи | печать

Проблемы, связанные с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ, имеют не только юридический аспект, но и очень большое экономическое значение. На вопросы редакции, посвященные этой теме, отвечает генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, к.э.н. Борис Леонтьев.

 

— Потребуется время, чтобы российские юристы и предприниматели освоили этот новый документ в комплексе. На это уйдет не менее года. За этот период обнаружатся какие-то недостатки в законодательстве, которые нужно будет скорректировать. Собранные в единый документ нормы прежде всего нужны бизнесменам и менеджерам больших предприятий, чтобы управлять этим капиталом комплексно. На всех крупных и средних предприятиях давно пора создавать отделы управления интеллектуальной собственностью, подчиненные непосредственно первому лицу. Такая практика в России уже существует.

— Кому все-таки четвертая часть ГК более выгодна — отечественным правообладателям или зарубежным?

— Любые юридические нормы всегда выгоднее тем, кто более умело ими пользуется. В данном случае крупный зарубежный бизнес эти нормы, установленные в 1967 г. на уровне Всемирной организации интеллектуальной собственности и в 1995 г. на уровне ВТО, освоил лучше российского, пока что не приученного к их строгому и всестороннему соблюдению. Поэтому на первом этапе при вступлении в ВТО нашим предпринимателям придется сложно. Но, набив шишки через суды и споры с зарубежными правообладателями, они все же станут более внимательными в работе с наукоемкой продукцией на разных технологических этапах.

— Будет ли увеличиваться количество патентов на изобретения в России?

— Их количество зависит прежде всего от экономических рычагов, то есть от политики Минфина и Минэкономразвития. Если учет и использование в бизнесе нематериальных активов до сих пор у нас необязательны, как это принято сегодня, то их и не будут учитывать бухгалтеры. Кстати, первые противники учета нематериальных активов на предприятии — сами бухгалтеры. На них ложится дополнительная нагрузка за ту же заработную плату.

— Сможет ли четвертая часть уменьшить поток пиратства в Интернете? 

— С пиратством нужно бороться не столько ужесточением норм охраны и защиты, сколько организационными мерами и экономическими стимулами. Способов здесь множество.

Во-первых, нужно запретить продавать на лотках всю аудио- и видеопродукцию. Такая норма в московском законодательстве есть, а ее исполнения нет. Продавать продукцию следует исключительно в крупных специализированных торговых центрах.

Во-вторых, штрафы за факт обнаружения хотя бы одной пиратской копии в большом магазине должны быть не менее 1 млн руб.

В-третьих, следует все же снизить цены на лицензионные товары. Об этом нужно договариваться с зарубежными правообладателями. Но до сих пор в стране нет государственных служащих, ответственных за переговорный процесс.

В стране в целом нет координатора, который бы взял на себя заботы, связанные с решением проблем интеллектуальной собственности. Зато хватает комбинаторов, в том числе и в среде чиновников, которые с удовольствием греют руки на недостатках.

На мой взгляд, ответственность должны взять на себя Минюст и Минэкономразвития. Первое ведомство должно отвечать за юридические результаты, а второе — за экономические. А программа развития цивилизованного высокотехнологичного бизнеса в России должна быть единой. Она может стать еще одним полноценным национальным проектом.