Информационный кодекс России

| статьи | печать

МЭРТ РФ планирует в ближайшее время представить на суд экспертам и общественности концепцию Информационного кодекса России.

 

Законодательное регулирование в области информационных отношений не отвечает сегодня ни жизненным реалиям, ни требованиям создания электронного государства, комфортного и безопасного для граждан. Несмотря на принятый новый Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и наличия в нем вполне разумных положений, уверенности в их работоспособности нет.

По мнению заместителя директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церена Церенова, нормы защиты информации в настоящее время полностью дискредитированы. Сегодня на любом лотке и в Интернете можно купить базы данных различных компаний и ведомств, содержащие информацию, распространение которой наказуемо. Однако эффективных мер, которые позволили бы пресечь такую практику, не существует, хотя государство декларирует готовность запрещать подобную деятельность.

МЭРТ предлагает принципы, которые нужно положить в основу информационного регулирования, а также юридические инструменты, позволяющие воплотить эти принципы в жизнь.

Так, при регулировании информационных отношений необходимо ориентироваться на нематериальную природу информации. Она не относится к материальному имуществу, может одновременно находиться у разных лиц, многократно передаваться и копироваться.

Регулирование должно быть результативным. А это означает, что регулятор должен оказывать влияние на предмет регулирования. В частности, должна существовать принципиальная возможность установить и наказать нарушителя, компенсировать нанесенный ущерб.

Назрела необходимость кодификации информационного законодательства. Но она может быть проведена только после того, как будут определены ее принципы, которые, в свою очередь, должны быть выработаны исходя из текущей социально-культурной и политической ситуации.

Государство не может защитить всю информацию, поэтому следует осуществить категоризацию информации и выделить те категории, которые оно будет действительно защищать, ориентируясь на целесообразность и техническую возможность такой защиты. Необходимо исключить существование «серой зоны» с неопределенным правовым режимом, в которую попадает информация.