Кто в мегаперестраховщики?

| статьи | печать

Если верить официальной статистике, представленной Федеральной службой страхового надзора (ФССН), в 2005 году взносы по входящему перестрахованию в российских компаниях составили 100,3 млрд рублей, что на 6,9% больше, чем в предыдущем периоде.

 

Реальные же объемы рынка перестрахования, по оценке экспертов, намного меньше — порядка 33 млрд рублей. Остальное — весьма сомнительные операции, которыми все еще очень «засорен» отечественный рынок. Это отчетливо видно, если сравнить уровень выплат в прямом страховании и перестраховании.

К примеру, показатель уровня выплат в перестраховании имущественных рисков в 2005 году составил 7,5%. В то время как в прямом страховании эта цифра достигла 24,7%. Столь существенная разница объясняется именно проведением нерисковых операций. Страхователь передает взносы по безрисковому договору в перестрахование в офшорную компанию. Оттуда деньги направляются на «нужные» счета и вновь оказываются под контролем страхователя. На подобные операции сегодня приходится более половины российского рынка перестрахования.

Анализируя национальный рынок перестрахования, начальник управления входящего облигаторного перестрахования ОСАО «Ингосстрах» Игорь Алексеев называет главной его особенностью отсутствие доверия к рынку как таковому. «Схемы», вывод денег за рубеж и их обналичивание наносят огромный имиджевый ущерб реально работающим компаниям.

«Ингосстрах» — один из лидеров реального сектора рынка. Однако в официальном рэнкинге компаний-лидеров он теряется среди огромного числа перестраховщиков со значительными оборотами и минимальными выплатами.

Между тем ведущий аналитик «Эксперт РА» Кирилл Бобыльков отмечает и положительные тенденции рынка: налицо уверенный рост реального сегмента — 17%. За счет операций по классическому перестрахованию и происходит рост рынка в целом.

Впрочем, в мировых масштабах перестрахования Россия пока не очень заметна. В 2005 году по договорам входящего перестрахования отечественные компании получили из-за рубежа около 7 млрд рублей. Основные иностранные клиенты российских компаний — страны СНГ. По сравнению с 2004 годом объемы перестрахования извне выросли на 27%. И все же в нынешнем своем состоянии отечественный рынок перестрахования, по сути, не способен достойно конкурировать с крупными иностранными игроками.

 

Без государства никуда

 

По словам К. Бобылькова, развитию рынка и выходу отечественных компаний на мировую арену мешают низкая капитализация, отсутствие международных рейтингов и государственной поддержки, а также разрозненные действия участников этого рынка. В результате значительная часть рисков передается в ретроцессию надежным зарубежным компаниям.

Однако вопрос капитализации сегодня решается в основном законодательно-принудительным увеличением уставного капитала компаний, в то время как гораздо эффективнее разрешить использование субординированных кредитов. А участие государства выражается лишь в борьбе со «схемным» перестрахованием.

Развитию рынка мешает и то, что большинство российских перестраховочных компаний продолжают работать по РСБУ. В то время как составление финансовой отчетности по международным стандартам значительно повысило бы уровень информационной прозрачности компаний и рынка в целом.

Кроме того, у российских перестраховщиков нет четкой андеррайтерской политики в области входящего и исходящего перестрахования, считает И. Алексеев. «Стараясь выполнить план, некоторые компании до сих пор «гребут все пылесосом», не осознавая, что неправильно оцененные риски могут привести к печальным последствиям», — говорит он.

Одним из альтернативных решений проблем рынка, по его мнению, могло бы стать появление в России крупного профессионального перестраховщика, который сможет принимать большие объемы ответственности и «перетянуть» на себя часть рынка, уходящего за пределы страны.

Решение проблемы «покорения» мировых рынков нашел генеральный директор объединенной перестраховочной компании Unity Re Григорий Фидельман. Выступая на «круглом столе» «Перестрахование в России: на пути к надежности», организованном  при поддержке еженедельника «Экономика и жизнь», он предложил элитным страховщикам принять участие в создании такого игрока мирового уровня.

 

В бой со 100 миллионами долларов

 

Основные игроки рынка перестрахования сегодня — универсальные страховые компании. На их долю приходится 70—75% реального сегмента. В то время как численность профессиональных перестраховщиков на российском рынке составляет лишь порядка 10—15 компаний.

Господство универсальных страховщиков связано в первую очередь с их большими по сравнению с профессиональными перестраховщиками финансовыми возможностями и их более высокой капитализацией. А также с принципом взаимности, по которому все еще играет страховой рынок России. Как правило, компании размещают серьезные риски с условием «ты — мне, я — тебе», основываясь исключительно на личных отношениях. При этом профессиональные перестраховщики зачастую остаются в стороне, так как не могут сделать обратного предложения.

Таким образом, универсальные страховщики являются локомотивом рынка перестрахования и в то же время частично его тормозом.

l Во-первых, для них это все же непрофильный бизнес: разработка стратегии для страховой компании и перестраховочной — две абсолютно разные вещи.

l Во-вторых, несмотря на принцип ресипросити, между «универсалами» существует конкуренция.

Как заметил И. Алексеев, ни одна из компаний, основной акционер которой — страховая компания, не достигла ведущих позиций на рынке перестрахования: довлеет тот фактор, что основной акционер — конкурент. Нередко по этой причине решения о передаче рисков принимаются в пользу зарубежных перестраховщиков.

Г. Фидельман предлагает консолидировать финансовые возможности универсальных страховщиков и создать мегаигрока, который будет играть на высших леерах мирового рынка перестрахования. Перестраховочные компании к участию в проекте не пригласили. По его словам, они — прямые конкуренты. Другие крупные финансовые институты также скорее всего останутся «за бортом» из-за своего непрофессионализма. Инвесторы, далекие от страховой и перестраховочной деятельности, будут осложнять работу создаваемой мегакомпании. Объединенная перестраховочная компании должна базироваться на стратегии диверсифицированного профессионального капитала страховой элиты.

Цена мегапроекта — 100 млн долларов. Рынок — весь мир. По мнению генерального директора Unity Re, такой игрок сможет самостоятельно разрабатывать андеррайтерскую и выплатную политики, иметь сбалансированный портфель. Ему обеспечены высокие международные рейтинги и скорейший выход на IPO.

В качестве успешного примера инициатор проекта приводит компанию «Полиш Ре», которая медленно, но верно завоевывает международный рынок перестрахования. Но получится ли у нашего мегаигрока завоевать мир со 100 млн долларами, покажет время.

 

Мнения

 

Как вы оцениваете проект создания мегаперестраховщика и ваше участие в нем?

 

ЕЛЕНА КЛИМОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

 

Наша компания получила предложение участвовать в проекте создания мегаперестраховщика. Однако из-за возможного конфликта интересов никакого решения по этому вопросу на сегодняшний день не принято.

 

МИХАИЛ МУМИН, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

ДЕПАРТАМЕНТА ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ ОАО «РОСНО»

 

На сегодняшний день заявление о том, что предполагаемый мегаперестраховщик будет играть
на высших леерах мирового рынка, я бы назвал преждевременным. Для начала необходимо заработать хорошую репутацию внутри страны. Говорить о получении международного статуса целесообразно спустя 5—10 лет.

Факторами успеха и признания являются авторитет, опыт и финансовая стабильность.

Обозначенная цена проекта в 100 млн. долларов, безусловно, неплохой стартовый капитал для российского рынка. Однако для выхода на мировую арену этих средств явно недостаточно.