1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1037

Задачи две, решение одно

Вне зависимости от организационно-правовой формы автотранспортные и автодорожные компании переходят на современные методы управления с использованием информационных систем. При этом им приходится одновременно решать как минимум две задачи: определить, какие показатели могут служить индикаторами истинного положения дел и какую систему выбрать.

 

Следует признать, что специализированных комплексных систем управления автотранспортными, а тем более автодорожными предприятиями на рынке практически нет. Существует множество «полуфабрикатов», позволяющих решать отдельные, разрозненные по целям, частные задачи диспетчеров, эксплуатационников и экономистов.

В одной можно заполнять и распечатывать, например, путевые листы, но нет возможности на основе их данных строить аналитические отчеты в различных разрезах. В другой отсутствуют наряды на ремонт. Третья «не умеет» рассчитывать потребность в горюче-смазочных материалах или оптимальный маршрут перевозок и т.д. Кроме того, для автобаз, занимающихся ремонтом и строительством дорог, необходимы нормативы, сметы, планирование ресурсов и контроль их расходования.

Так как у каждого предприятия свои бизнес-процессы, своя специфика, то, следовательно, должны быть и свои показатели, характеризующие деятельность. Их поиск — сложный творческий труд, состоящий из проб и возможных ошибок.

Тем не менее все показатели, характеризующие деятельность автохозяйства, должны быть измеряемыми и своевременными. То есть информация, по которой они рассчитываются, должна быть введена в систему непосредственно в момент возникновения и доступна для обработки специалистами соответствующих служб.

Функциональные и технологические возможности системы должны позволять оценивать динамику изменения показателей и проводить их сравнение с нормативными, плановыми, достигнутыми показателями в различных периодах. Кроме того, все необходимые расчеты должны производиться в системе автоматически по предварительной настройке и не требовать дополнительных человеческих, временных и расчетных ресурсов.

Этим требованиям удовлетворяют показатели использования автомобильного транспорта:

  • коэффициент технической готовности подвижного состава, характеризующий его готовность выполнять перевозки, работу;

  • коэффициент выпуска, характеризующий выпуск подвижного состава на линию;

  • коэффициент использования подвижного состава, характеризующий использование подвижного автомобильного транспорта с учетом календарного времени.

Эти показатели можно получить по отдельным единицам подвижного состава, однотипным группам техники и по всему парку автомобилей за любой период времени. Построение на их основе графиков дает наглядную картину состояния парка. Сравнение данных с принятыми в отрасли или с установленными плановыми значениями по предприятию косвенно может характеризовать работу ремонтной службы, службы снабжения и даже отдела кадров.

Важны для любого автохозяйства и показатели, характеризующие степень использования подвижного состава во времени:

  • время в наряде — время движения автомобиля за один рабочий день;

  • время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за один рабочий день;

  • время простоя автомобиля на линии по техническим и организационным причинам за один рабочий день;

  • количество часов пребывания на линии автомобилей;

  • продолжительность работы единицы подвижного состава на линии.

Степень полезного использования общего пробега показывает так называемый коэффициент использования пробега. Его увеличение повышает производительность подвижного состава и значительно снижает себестоимость перевозок, так как их объем увеличивается без увеличения общего пробега автомобиля.

Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности.

Для получения более полной картины целесообразно, если это позволяет система, провести расчеты средней длины поездки с грузом и среднего расстояния перевозки. В результате получается расчет производительности грузового автомобиля.

Все эти показатели «спрятаны» в путевых листах, нарядах на ремонты, товарно-транспортных накладных. Автобазам остается только выбрать ту систему, которая обеспечит все эти расчеты.