Новые специальности и новые задачи

От переподготовки офицеров к концепции управления предприятием
| статьи | печать

Офицеры, имеющие высшее образование и опыт службы в войсках, успешно осваивают гражданские специальности и продвигаются по карьерной лестнице, пополняют ряды предпринимателей. Некоторые даже защищают диссертации по новой для них экономической специальности.

 

Первая группа офицеров, набранная по Указу Президента РФ в 1992 году, обучалась в Международном университете на бюджетной основе.  Программа профессиональной переподготовки офицеров запаса и гражданских лиц, открытая в ИППК МГУ в 2004 году, предусматривает финансирование за счет самих слушателей.

Содержание программ переподготовки по экономическим и управленческим специальностям помимо традиционных дисциплин включает также управление риском, теорию принятия решений, реинжиниринг, инновационный менеджмент, управление знаниями, экономическую и информационную безопасность предприятий.

Программы предусматривают и фундаментальную подготовку даже в условиях временных ограничений. И это не только изучение теоретических предметов, но и формирование метазнаний, развитие творческих способностей.

Оптимальное решение

 

Только по направлению «менеджмент» зарегистрированы десятки программ и не менее сотни специализаций. Узкая специализация связывает выпускнику руки по поиску рабочего места. Расширяя подготовку, «размазывая» обучение, возникает риск получить поверхностного специалиста.

Решение этой проблемы возможно по трем направлениям.

1 Интеграция знаний и формирование метазнаний. Здесь идет поиск  научной базы, которая является общей для отдельных дисциплин. Например, теория оптимального управления ресурсами позволяет объединить материальные, финансовые, производственные и даже человеческие ресурсы с позиций их рационального использования в условиях ограничений.

2 Перевод акцента с обучения знаниям, умениям на развитие способностей. Речь идет о выделении противоречий и проблем внутри конкретных дисциплин. Здесь фактически реализуется проблемное обучение, а также вводятся такие дисциплины, как креативный менеджмент, инновационное управление человеческими ресурсами, управление знаниями, которые расширяют творческий диапазон специалиста.  

3 Постепенная реализация компетентностного обучения, которое призвано в определенной мере заменить предметное обучение. Это направление связано с целенаправленным формированием ключевых  компетенций, под которыми понимают базовые знания и умения, а также инвариантные качества личности специалиста, способствующие его успеху в профессиональной деятельности.

Ответы на вызовы времени

 

Современная экономика становится все более экономикой знаний, основанной на новых технологиях. Системный анализ и синергетика позволяют описать процессы и прогнозировать ход событий.

В содружестве с математикой слушатели могут просчитать результаты нововведений и реализации проектов до того, как будут истрачены (или разворованы) деньги.

Исключительно важными для успеха становятся организационные и коммуникативные способности.

В услових глобализации возрастает значение системной динамики, а также практического ума, обеспечивающего принятие решений («сегодня рано — завтра поздно») в условиях стресса и противодействия.

Некоторые ученые, в частности академик Дмитрий Львов, склоняются к тому, что народная собственность и рента должны вернуться к народу, и тогда необходимо управлять рентным доходом. И таких людей надо готовить уже сейчас.

Эти задачи могут стать и целью разработки государственной концепции управления предприятиями, что привлечет внимание широкого круга действующих предпринимателей и управленцев.