Жива-здорова контрафактная пилюля

Российский рынок лекарственных препаратов страдает от наплыва подделок
| статьи | печать

Фальсифицированные и контрафактные товары давно и прочно обосновались на нашем рынке. Впервые на проблему подделок лекарственных препаратов Всемирная организация здравоохранения обратила свое внимание в 1987 году, когда фальсификаты в угрожающих масштабах стали поставляться сначала в развивающиеся страны, а потом и в Европу.

Сколько, кто и что подделывают

В России, по данным ВОЗ, на подделки приходится 12% от общего числа лекарственных препаратов. Независимые эксперты называют цифры от 20 до 60%. Сколько же их на самом деле — не знает никто. На рынке выявляется не весь объем подделок, оценки же строятся не на статвыкладках, а на опросах мнения выборочных участников рынка. К тому же понятие «фальсификация» применяется и к иным видам нарушений в обращении лекарственных средств, в том числе к некачественным медикаментам и браку.

Мировой оборот фальсифицированных лекарственных средств эксперты оценивают в 2,5 млрд долл. в год. По данным Департамента экономической безопасности ТПП России, из зафиксированных в стране случаев фальсификации лекарств около 70% контрафакта произведено у нас, около 30 — поступает из Южной и Юго-Восточной Азии, 1—2% — из стран СНГ.

Росздравнадзор называет другие цифры. Так, из зафиксированных в России случаев фальсификации лекарств около 60% фальсификата произведено в России, до 10 поступает из стран СНГ и Балтии, 25—30% — из стран дальнего зарубежья.

По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамила Хабриева, в России более 10% продаваемых лекарственных средств фальсифицированы, из них 38 — составляют антибиотики, 7 — спазмалитики и 6% — противовоспалительные препараты.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что крупнейшие поставщики импортных подделок — компании Китая, Индии, Пакистана, некоторые из которых зарегистрированы в офшорных зонах.

Как бороться

Бизнес на подделках — крайне выгодное занятие, поэтому ситуация с распространением фальсификатов будет только усугубляться, если не исключить ряд причин, порождающих такое положение вещей. Участники «круглого стола» «Защита российского рынка медико-биологической и фармацевтической продукции от контрафактных и фальсифицированных товаров», организованного ТПП России совместно с МВД, Минздравсоцразвития, Росздравнадзором с присутствием заинтересованных союзов и объединений предпринимателей попытались выработать согласованные предложения по противодействию наполнению отечественного рынка контрафактными и фальсифицированными лекарственными препаратами.

По мнению Евгения Примакова, президента ТПП России, на сложившуюся ситуацию повлиял ряд причин.

Во-первых, присутствие на фармацевтическом рынке большого числа оптовых фармацевтических организаций (по данным Росздравнадзора, около 2,5 тыс.), фирм-«однодневок» и ненужных промежуточных звеньев. В Англии, например, всего три оптовые компании — национальные поставщики лекарств, во Франции — четыре.

В связи с этим, считает руководитель Торгово-промышленной палаты, необходимо ужесточить контроль над получением лицензий на оптовую торговлю лекарственными средствами.

Во-вторых, отсутствует контроль за реализацией фармацевтических лекарственных средств (ФЛС) в розничной торговле. В стране насчитывается около 19 тыс. аптек и около 50 тыс. аптечных киосков. Это широкая сеть розничной торговли лекарственными препаратами, через которую идет реализация контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств.

В-третьих, отсутствует адекватная нормативно-правовая база. Законодательством не предусмотрена уголовная и административная ответственность за производство, изготовление, хранение и распространение фальсифицированных и некачественных лекарственных средств, особенно в случаях, когда эти деяния повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В-четвертых, крайне слабо участвуют в защите фармацевтического рынка от ФЛС сами производители. Они не следят за выпуском контрафакта своей продукции. Компании ведут работу по выявлению подделок без какой-либо кооперации, в индивидуальном порядке выстраивая свои «особые» отношения с госорганами, явно избегая официальной огласки фактов подделки своей продукции, опасаясь падения имиджа фирмы и объемов продаж.

Ситуация усугубляется тем, что ни органы государственной власти, ни оптовые покупатели и особенно потребители не имеют доступа к информации о производителях контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о ее возможных идентифицирующих признаках. Росздравнадзору, Роспатенту, Роспотребнадзору, МВД и другим ведомствам необходимо обеспечить открытость и доступность для населения данной информации, в том числе в СМИ и непосредственно в точках торговой сети.

Цитата

ЕВГЕНИЙ ПРИМАКОВ, ПРЕЗИДЕНТ ТПП РОССИИ

Сегодня, как никогда, остро стоит проблема теневого производства и оборота фальсифицированных лекарственных средств. Это создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, национальной и экономической безопасности России, усугубляет демографическую проблему в стране. И хотя «круглые столы» и парламентские слушания на эту тему стали широко распространенным явлением, пока складывается впечатление, что проблему «забалтывают».

Имейте в виду

Российские компании закупают по дешевке лекарственные субстанции (около 80% объема поступает из Китая и Индии), срок годности которых близок к окончанию. Товар без проблем ввозится в РФ. На месте субстанции превращаются в лекарства и упаковываются с указанием обычного срока годности. На самом же деле этот препарат уже не годен к использованию.