Уволить руководителя стало сложнее

ОТДЕЛ КАДРОВ
| статьи | печать

С 6 октября вступили в силу масштабные поправки к Трудовому кодексу РФ (ТК РФ). Законотворцами была проделана колоссальная работа, можно сказать, что Кодекс был переписан заново (изменениям подверглись более 300 статей из 424).

 

Изменения коснулись всех — и обычных работников, и руководителей организаций. Причем зачастую новейшие поправки ухудшают ранее принятые нормы. В качестве примера рассмотрим расторжение трудового договора с руководителем организации.

Данные правоотношения регулируются нормами ст. 279 ТК РФ. Прежде, до вступления в силу изменений, статья предусматривала, что, в случае если уполномоченные органы собственника имущества примут решение о досрочном расторжении трудового договора с директором, при отсутствии у него виновных действий (бездействий) ему выплачивается компенсация, определенная трудовым договором.

Такая редакция ст. 279 устраивала обе стороны. Работодателя (собственника имущества организации) она устраивала тем, что он мог полюбовно расстаться с руководителем, если его что-то не устраивало, и дать ему небольшие отступные (так как в большинстве случаев в договоре с гендиректором не оговаривалась компенсация за досрочное увольнение). А работник (директор, генеральный директор и т.п.) мог воспользоваться нормами данной статьи, чтобы не отрабатывать установленный законом месячный срок, в случае если он решил уволиться по собственному желанию (ст. 280 ТК РФ).

Новая редакция ст. 279 ТК РФ устанавливает фиксированную сумму компенсации, которая положена руководителю организации, в случае если будет принято решение собственников имущества о его досрочном увольнении при отсутствии с его стороны виновных действий. Она составляет три среднемесячных заработка. Казалось бы, небольшое изменение, но оно существенно изменяет прежний смысл статьи и делает ее просто невыгодной для применения как работодателем, так и работником. Теперь собственник будет стремиться принудить руководителя уволиться по собственному желанию, обязывая его отрабатывать положенный месяц.

Также владельцу фирмы невыгодно применять и ст. 78 ТК РФ «Увольнение по соглашению сторон». Она устанавливает, что работодатель и работник имеют право договориться о форме и методах расторжения трудового договора. В качестве работодателя для генерального директора в ООО выступает общее собрание участников, а в АО общее собрание акционеров или совет директоров.

И чтобы дать согласие на увольнение по соглашению сторон, необходимо провести собрание акционеров или участников ООО или заседание совета директоров. Таким образом, работодатель должен принять решение о прекращении трудового договора. Так как при этом отсутствует виновное действие (бездействие), то при увольнении руководитель опять-таки сможет претендовать на трехмесячную среднюю заработную плату. Это, конечно, неприемлемо для собственников компании: если ранее можно было обойтись малой кровью, то теперь придется выплачивать кругленькую сумму.

В сложившейся ситуации можно предположить, что учредители общества будут выискивать или приписывать любые виновные, противоправные действия своим генеральным директорам, чтобы не выплачивать указанную в статье компенсацию. В результате в суды, и без того заваленные0 гражданскими делами, потекут новые дела — о признании незаконными решений общих собраний участников ООО (акционеров) о досрочном увольнении генерального директора в связи с совершением виновного проступка.

Возможен и второй вариант: руководители общества наряду с заявлением о приеме на работу, будут вынуждены сразу писать заявление об увольнении по собственному желанию с непроставленной датой составления.