Ничего личного: вас выбрал компьютер

| статьи | печать

В последнее время много говорится об изменении идеологии и концепции выездных налоговых проверок. На вопросы «ЭЖ» об их проведении и о роли, которую при их подготовке играет Комплексная система сведений о налогоплательщиках, ответила заместитель руководителя ФНС России по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса Тамара Анатольевна ПЫХТИНА.

 

В чем состоит суть новой концепции выездных налоговых проверок? Что ожидать налогоплательщику?

— Концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных налоговых проверок, который утвержден в 2006 г. В нем делается акцент на тщательный предпроверочный анализ налогоплательщика, что позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок.

Результатом целенаправленного отбора является выборка налогоплательщиков, по которым есть достаточные основания полагать о наличии у них нарушений налогового законодательства. С помощью программных средств формулируется и перечень вопросов, подлежащих проверке.

В целях повышения эффективности налогового контроля по налогу на прибыль налоговыми органами Москвы практикуется использование возможностей автоматизированных методов отбора проверяемых объектов. До 94% от общего числа камерально выявленных нарушений устанавливается с использованием именно этих методов.

Целевым автоматизированным отбором выявляются факты несоответствия отдельных показателей по сравнению с бухгалтерской отчетностью, несоответствия арифметического и логического характера, нарушения порядка заполнения декларации, ошибки, однозначно свидетельствующие о допущенных нарушениях законодательства по налогу на прибыль, что позволяет выявлять нарушения исчисления суммы налога и формирования налоговой базы.

Так, за отчетные периоды 2006 года на уровне управления установлены многочисленные нарушения, связанные с тем, что при заполнении декларации с суммы заявленного убытка исчисляется сумма налога на прибыль, выраженная отрицательным значением, которая отражается по строке 280 Листа 02 налоговой декларации «Сумма налога на прибыль к уменьшению» по итогам расчета за отчетный период. Причиной указанных массовых нарушений стала техническая ошибка в программном продукте «1С: Бухгалтерия 7.7», в результате которой осуществлялось неправильное заполнение плательщиками декларации. Управлением совместно с фирмой «1С» были приняты меры по ликвидации последствий и предотвращению таких нарушений. «ЭЖ» в № 28 своевременно информировала об этом своих читателей.

По итогам контрольных мероприятий доначислено 799 млн руб. налога на прибыль. В рамках работы по легализации «теневой» заработной платы комплексными проверками охвачен ряд организаций, имевших по состоянию на 1 января 2006 года уровень заработной платы ниже прожиточного минимума в городе.

Таким образом, в поле пристального внимания налоговых органов попадают налогоплательщики, заявляющие в налоговых декларациях убытки, а также организации, осуществляющие деятельность в высокодоходных сферах экономики, но уплачивающие незначительные суммы налога на прибыль, организации, имеющие высокий уровень вычетов по НДС, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума в городе.

Целевой автоматизированный отбор таких организаций в первую очередь направлен на выбор объектов для проведения выездной налоговой проверки.

В управлении подготовлена Концепция единой автоматизированной системы отбора налогоплательщиков. Во время проверок используется специальный программный комплекс, позволяющий в режиме реального времени контролировать ход проверки.

Создание комплексной системы предпроверочного анализа особенно актуально в связи с тем, что согласно Закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года фактически сокращается срок проведения выездных проверок, но их основная концепция не изменится.

 

Каким проверкам на практике отдается предпочтение: по одному налогу или комплексным?

— В 2006 году мы постепенно ушли от практики проверок по отдельным налогам, и в последнее время приоритетным направлением налогового контроля стало проведение именно комплексных проверок. Гораздо эффективнее, когда инспекторы проверяют все налоги сразу.

Законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ введены ограничения в проведении выездного контроля. Одно из ограничений — в течение года нельзя проводить более двух выездных проверок одного налогоплательщика. Поэтому налоговым органам необходимо максимально эффективно использовать инспекторский состав. И здесь неоспоримо преимущество проведения именно комплексных проверок.

 

От чего зависит выбор в отношении каждого конкретного налогоплательщика?

— Поскольку именно на основе предпроверочного анализа определяется круг налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю в первоочередном порядке, то подход к выбору объектов проверки будет зависеть от наличия признаков возможного совершения налоговых правонарушений.

 

Всегда ли оправданно проведение комплексных проверок?

— Оправдано прежде всего необходимостью выбора для проведения комплексной выездной налоговой проверки такого налогоплательщика, проверка которого могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства, возможностью обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов на проведение проверок. Такой подход не позволит провести проверку вхолостую.

 

Как будет оцениваться качество проведения проверки?

— Управление ФНС по г. Москве установило приоритет качества контрольной работы над количественными показателями. Первоочередное внимание сконцентрировано на качестве анализа той информации, которой располагают налоговые органы, в том числе из внешних источников, определении возможных налоговых правонарушений и, как следствие, предполагаемой суммы планируемого доначисления. Это позволит избежать непроизводительных затрат времени и трудовых ресурсов.

 

Что представляет собой Комплексная система сведений о налогоплательщиках? Какие возможности для налогового контроля она открывает?

— В контрольной работе налоговыми органами используется Комплексная система сведений о налогоплательщиках (КСНП), которая применяется в Москве, аналогичные системы применяются в Московской области и в других регионах России. Система предназначена для предоставления полной детальной информации по юридическим и физическим лицам. Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика, определить его добросовестность по прямым и косвенным признакам.

 

По каким критериям производится отбор налогоплательщиков для проверки в КСНП?

— С помощью КСНП устанавливаются факт регистрации контрагентов налогоплательщика, сведения о банковских счетах, соответствие реквизитов (фамилии руководителей организаций) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируется состояние лицевого счета организации. Проверяется, сдается ли вовремя и в полном объеме налоговая отчетность.

Информационная база КСНП используется для решения одной из важнейших задач контрольной работы налоговых органов — пресечение деятельности фирм-«однодневок», которые являются инструментом реализации схем ухода от налогообложения. Наша задача — пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует фирмы-«однодневки» для «обналичивания» денежных средств, уклонения от налогообложения, незаконного возмещения НДС, использования «серых» схем выплаты заработной платы.

Управлением ФНС России по г. Москве реализована возможность загрузки в базу ЕГРН территориального уровня полей с признаками фирмы-«однодневки». Таким образом, в базе КСНП организации данной категории имеют соответствующие отметки.

С помощью такой информационной базы данных удается предотвращать реализацию схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.

Предварительные контрольные мероприятия в виде мотивированных запросов по всей цепочке всех участников сделки и использование полученной информации при проведении налоговых проверок будут особенно актуальны в связи с изменением налогового законодательства, когда инспекции будут ограничены более жесткими сроками проведения проверки.

Установленные в ходе контрольных мероприятий факты будут являться достаточными для вывода о необходимости проведения выездной налоговой проверки выявленного источника денежных средств. Задокументированные же контрольные мероприятия по всей цепочке контрагентов — от источника до получателя денежных средств — готовый материал для проведения выездной проверки организации, к которой мы реально должны предъявить налоговые претензии.

 

Можно ли уже сейчас говорить о каких-то результатах контрольных мероприятий, проводимых с использованием новых методов контроля?

— Выбранные методы контрольной работы дают весьма ощутимые плоды. Результатом проведенной выездной проверки должно быть доначисление денежных средств, не уплаченных в бюджет, привлечение должностных лиц к ответственности. Эффективность выбранных методов можно проследить на цифрах. Так, за 11 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 69,6 млрд руб. платежей, что на 25 млрд руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 29 млрд руб., обеспечили выездные налоговые проверки.

 

БЕСЕДОВАЛА АННА БОЛЬШОВА, «ЭЖ»

 

К сведению

 

В январе — октябре 2006 г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2492,5 млрд руб., что на 421,1 млрд руб., или на 20,3%, больше, чем за соответствующий период 2005 г.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (37,1%) и НДС (31,0%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе — октябре 2006 г. составили 415,6 млрд руб. По сравнению с январем — октябрем 2005 г. они выросли на 116,0 млрд руб., или в 1,4 раза.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе — октябре 2006 г. составили 248,3 млрд руб. и выросли по сравнению с январем — октябрем 2005 г. на 16,2%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе —
октябре 2006 г. составили 773,3 млрд руб. и по сравнению с
январем — октябрем 2005 г. выросли на 16,6 млрд руб., или
на 2,2%.

ПО ДАННЫМ WWW.NALOG.RU