Трудная наука «жить на свои»

Сотрудничество в рамках СНГ переходит от льгот и преференций на коммерческие рыночные условия
| статьи | печать

Главная цель создания СНГ по безболезненному «разводу» бывших республик СССР достигнута. Подписанный 13 лет назад договор о создании Экономического союза юридически закреплял стремление стран СНГ к интеграционному объединению, подобному ЕС. Однако за истекшие годы не удалось создать ни общего экономического пространства, ни зоны свободной торговли, ни полноценного Таможенного союза.

Эти годы показали, что движение по пути экономической интеграции должно быть поэтапным с учетом зарубежного опыта, а также того факта, что партнеры по Содружеству не готовы передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным органам. Именно это является основной причиной того, что СНГ представляет собой бюрократическую структуру, в которой отсутствует эффективная система ответственности за выполнение обязательств.

В нашей стране перспективы интеграции на постсоветском пространстве видят в созданном в 2004 г. ЕврАзЭС, прежде всего в ускоренной разработке правовой основы Таможенного союза для трех наиболее развитых стран Сообщества — России, Белоруссии и Казахстана. К ним по мере готовности начнут присоединяться остальные члены ЕврАзЭС. С другими государствами СНГ отношения будут строиться с учетом проводимой ими внешней политики.

Россия — СНГ

Для стран Содружества сотрудничество с Россией имеет большое значение. На РФ приходится почти 78% ВВП и 44% их внешнеторгового оборота. Важна роль России и в развитии производства стран СНГ по отдельным первичным ресурсам: от всего взаимного экспорта Содружества на долю РФ приходится 94% нефти, 79 — природного газа и 89% мазута.

Торговлю России со странами СНГ можно разделить на 2 периода. С 1991 г. наметилась тенденция к ее сокращению. В 1999 г. оборот упал до 14% от уровня 1991 г. С 2000 г. происходит расширение товарооборота. За 2000—2005 гг. он увеличился вдвое — до 51,2 млрд долл., с ЕврАзЭС — на 187%, до 26,5 млрд, с Белоруссией — на 170%, до 15,8 млрд долл. Однако рост торговли РФ с дальним зарубежьем был выше в 2,6 раза. В итоге удельный вес СНГ в общем товарообороте России за этот период сократился до 15,1%, или на 3,4 процентного пункта, с ЕврАзЭС — на 2,6 п.п., до 7,8%, российско-белорусского — на 2,2 п.п., до 4,6%.

Эта неблагоприятная тенденция перешла в текущее пятилетие: за первые 9 месяцев 2006 г. доля СНГ во внешнеторговом обороте России сократилась до 14,9%, на неизменном уровне сохранилась доля в торговле с ЕврАзЭС и Белоруссией. Доля стран дальнего зарубежья, напротив, увеличилась на 0,5 п.п., стран ЕС — на 1,1 п.п.

Впрочем, пока позиции России на рынке СНГ остаются прочными. Однако они не укрепляются и качественно не улучшаются, а поддерживаются в основном за счет продукции ТЭК, другого сырья и материалов (с долей в экспорте свыше 70%). На продукцию машиностроения в экспорте приходится 18%.

С 2005 г. положение в торговле с СНГ стало ухудшаться. Физический объем экспорта сократился почти на 5, импорта — более чем на 6%. Экспорт нефти упал на 5% (на 2 млн т), а газа — на 14% (на 7,6 млрд куб. м). За 9 месяцев 2006 г. по сравнению с тем же периодом2005 г. поставки нефти снизились уже на 18, а газа на 29% при росте средних экспортных контрактных цен на 36% и в 3,3 раза соответственно. Под влиянием роста цен стоимостные объемы экспорта нефти и газа в страны СНГ увеличились на 11,4% и в 2,4 раза. Тем не менее уровень цен по отношению к среднему уровню тех же цен в поставках в дальнее зарубежье составил лишь 86 и 72,1%. Пересчет экспорта нефти и газа в страны СНГ на разницу цен в торговле с дальним зарубежьем и СНГ дает следующие суммы: по нефти — 748 млн долл., газу — 1137 млн долл., или суммарно 1885 млн долл. Эти средства можно рассматривать в качестве донорства России странам СНГ.

В прошлом году его масштабы составили 9,7 млрд долл. только по экспорту нефти и газа (30% стоимости всего экспорта в СНГ). Сокращение экспорта минеральных энергоносителей объясняется тем, что фирмы не заинтересованы в продажах в СНГ по заниженным ценам, а также нехваткой ресурсов.

Физический объем экспорта машиностроения за соотносимые периоды 2006 и 2005 гг. увеличился на 26%, и это следует отнести к улучшению торговли. Товарная масса экспорта этой продукции в 2005 г. увеличилась почти на 18% в годовом выражении, составив около 6 млрд долл. (в дальнее зарубежье — 7,6 млрд), а за 2000—2005 гг. — в 3,4 раза, тогда как в дальнее зарубежье — лишь в 2,1 раза. В структуре экспорта в СНГ за тот же период доля машиностроительной продукции оставалась на уровне 18% (в дальнее зарубежье она сократилась с 7,5 до 3,6%).

Увеличение машиностроительных поставок в СНГ объясняется большей доступностью рынка Содружества по сравнению с дальним зарубежьем, а также нехваткой конкурентоспособной продукции. Однако легкость реализации этой продукции не способствует росту конкурентоспособности ее производства!

Россия — ЕврАзЭС

Позиции России в ЕврАзЭС прочнее, чем в СНГ: на РФ в товарообороте с Сообществом приходится 49%, причем доля во взаимном экспорте — 64%.

Однако и во взаимной торговле «тройки» не все благополучно. Доля товарооборота этих стран за 2000—2005 гг. в общем их внешнеторговом обороте сократилась на 4 п.п. — до 12,3%.

Неудовлетворительно складывалась торговля России с Белоруссией и Казахстаном. Оборот в 2005 г. по сравнению с 2004 г. сократился на 1 п.п., при этом российский импорт уменьшился на 10 п.п., экспорт вырос на 4,6 п.п. Особенно скверное положение отмечено в российско-белорусской торговле: экспорт сократился в годовом исчислении на 10, импорт — на 12 п.п.

За 9 месяцев 2006 г. внешнеторговый оборот России со странами трехстороннего Таможенного союза, как и со всеми государствами ЕврАзЭС, вырос на 29,8% (с дальним зарубежьем он увеличился на 31,4%, а в торговле в целом — на 30,5%). Хотя очевидно, что в рамках и Таможенного союза, и ЕврАзЭС торговля по определению должна опережать рост торговли и с дальним зарубежьем, и в целом.

В 2005 г. доля Белоруссии в казахстанском экспорте в ЕврАзЭС составила лишь 0,8%, доля Казахстана в белорусском экспорте в ЕврАзЭС — 3,1%.

С преференциями хорошо. Кому-то…

Стимулом в развитии торговли стран СНГ с Россией являются преференции. По оценке, Россия предоставляет странам-партнерамтаможенно-тарифных преференций в год на сумму до 1,5 млрд долл. Труднее оценить преференции, связанные с задолженностью (оцениваемой по состоянию на 2005 г. в 3,2 млрд долл.) по предоставленным Россией госкредитам и особенно с долгами хозяйствующих субъектов перед российскими партнерами. Ценовые преференции России составляют миллиарды долларов, которые сокращаются в связи с ростом цен на минеральные энергоносители.

Вместе с тем ход развития экономического сотрудничества свидетельствует о неэффективности предоставляемых Россией преференций — интеграция не развивается. А в последнее время даже возникли реальные угрозы не только экономической, но и национальной безопасности России, особенно в отношении с отдельными странами СНГ.

В связи с переориентацией ряда стран СНГ на НАТО и ЕС Россия вносит коррективы как во внешнюю политику, так и в экономическую. Наша страна в 2006 г. приступила к повышению экспортных цен на минеральные ресурсы в поставках, это отвечает ее интересам и устранит в конечном итоге неясности в расчетных отношениях и в связи со стремлением присоединиться к ВТО.

По пути двусторонних отношений

Независимо от существования СНГ торгово-экономическое сотрудничество между государствами Содружества будет развиваться на двусторонней основе. Что касается Союзного государства, реальность его создания и функционирования остается под вопросом. Определенная натянутость отношений возникла в последнее время, особенно в связи с предполагаемым повышением цены российского газа (с нынешних 46,7 до 200 долл. за 1000 куб. м в 2007 г.). Пока не удалось договориться о создании «Газпромом» и «Белтрансгазом» СП на паритетных условиях участия (по 50%). В этом случае повышение экспортной цены газа в 2007 г. составило бы примерно 15%.

Смягчение позиции Украины в ее стремлении присоединиться к НАТО позволило найти общий язык и по ценам на газ (будут повышаться с 95 лишь до 130 долл. за 1000 куб. м в 2007 г.). Пришедший в правительство Виктор Янукович высказался за возможность вернуться к вопросу создания 4-стороннего единого экономического пространства.

Время покажет, в каком направлении будут развиваться события. Сегодня ясно, что предстоящие холода, а также опыт прошлогодней зимы вынудили страны СНГ найти компромисс. Это подтверждается также позицией Молдавии, наконец, группой стран ГУАМ (кроме Грузии), отказавшейся поддержать Грузию в ее антироссийских выступлениях. Вот только надолго ли это? Прозападная ориентация ряда стран СНГ, стремление присоединиться к НАТО вызваны не только экономическими проблемами и даже, возможно, не западными ценностями, а больше политическими, суть которых — выйти из-под влияния России.

Взятый Россией курс на установление рыночных цен на газ вынуждает партнеров по Содружеству искать энергоносители вне РФ, снижать уровень зависимости. Белоруссия принимает лихорадочные меры в поиске иных, кроме России, источников газа, стремится создать коалицию с другими странами СНГ для организованного ценового противодействия России. Недовольство в отдельных государствах Содружества энергетической политикой России находит «понимание» на Западе, особенно в прибалтийских странах и Польше, активно поддерживается из-за океана.

Надо признать, что сферы влияния России на постсоветском пространстве сужаются, число дружественных стран, окружающих РФ, сокращается, а это таит угрозы обеспечению национальной безопасности.

Вместе с тем состоявшийся в ноябре 2006 г. в Минске саммит государств СНГ показал, что практически все страны Содружества (кроме отсутствовавшего представителя Туркмении), несмотря на предраспадное состояние СНГ, не спешат его ликвидировать и выразили стремление к реформированию. Правда, реформирование они видят на путях привязки к российским энергоресурсам, что не отвечает интересам РФ, желающей сохранить за собой право распоряжения ими исходя из своей национальной безопасности.

Справка

В 2005 г в Белоруссию было направлено от всего экспорта нефти и газа в СНГ соответственно 51 и 42%, в Украину — 39 и 51%. Белоруссия на 100% обеспечивает импортные потребности в газе за счет российских поставок, Украина — на 39%, в нефти — на 100 и 38% соответственно.