Они попали в историю

КРЕДИТОВАНИЕ
| статьи | печать

Потребительское кредитование в России выходит на новый качественный уровень. Отечественные банкиры теперь имеют возможность получить более-менее достоверную информацию о кредитных историях своих потенциальных заемщиков. Однако пользуются этими базами данных банки пока еще не очень активно. Необходимо определенное время для того, чтобы бюро кредитных историй заработало на полную мощность.

 

Каждый второй — в базе

 

Не так давно Департамент общественных связей Банка России обнародовал сведения, согласно которым к началу 2007 г. в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ) накоплено свыше 15 млн кредитных историй российских заемщиков.

15 млн из более чем 30 млн потенциально кредитоспособных россиян — это довольно значительный показатель, особенно если учитывать то, что Бюро кредитных историй начало собирать информацию менее чем полтора года назад.

Напомним, что в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», с 1 сентября 2005 г. каждый банк обязан передавать сведения о своих заемщиках в одно из зарегистрированных в России кредитных бюро. В настоящее время в стране насчитывается 23 подобных учреждения.

Собственно «длинных» историй заемщиков там пока еще мало, зато уже много злостных неплательщиков и заемщиков с просроченной задолженностью. «Качественные характеристики» многих попавших в базу «положительных клиентов» тоже оставляют желать лучшего. Вряд ли банкирам сильно поможет информация о клиенте, своевременно погасившем кредит на покупку недорогого мобильника.

С другой стороны, сведения об аккуратных заемщиках, неоднократно воспользовавшихся кредитами на покупку дорогостоящих предметов, на вес золота, и банкиры вряд ли будут добровольно «сдавать» чужакам таких клиентов. Сами же добросовестные заемщики уже в ближайшее время могут получить от банкиров определенные преференции в виде более низкой, чем для обычных клиентов, процентной ставки.

 

Монополизируем историю

 

По данным Центробанка РФ, в IV квартале 2006 г. в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) поступило более 54 тыс. запросов. С начала октября в ЦККИ обрабатывалось 250 и более запросов в сутки, что, по мнению экспертов ЦБ РФ, «свидетельствует о росте случаев практического применения сведений, содержащихся в кредитных историях».

54 тыс. запросов в квартал — цифра на самом деле более чем скромная, однако надо учитывать то, что делать запросы в ЦККИ банкирам совсем не обязательно. С кредитными историями потенциальных клиентов можно ознакомиться, обратившись непосредственно в одно из функционирующих кредитных бюро. Кстати, по данным Банка России, на долю четырех крупнейших бюро приходится примерно 92% информации о физических и юридических лицах, накопленной в бюро кредитных историй в стране.

В ЦККИ полагают, что еще не все банки считают нужным обращаться в кредитное бюро для решения вопроса о предоставлении займа. Действительно, некоторые привыкли опираться на собственные силы, методику скоринга, в самом крайнем случае — на службу безопасности. Но, по мнению специалистов, одновременно с процессом формирования кредитных историй, на фоне продолжающегося бума интерес к подобным базам будет стремительно расти.

 

Быстро и недорого

 

Некоторые бюро кредитных историй уже сейчас не испытывают особенных трудностей с клиентурой. Как сообщили «ЭЖ» в ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), только в декабре 2006 г. ими обработано более 100 тыс. запросов, что примерно в три раза больше, чем в октябре. Для того чтобы получить ответ на запрос, специалистам НБКИ требуются считанные секунды при обращении банка и до 15 минут, если запрос исходит от физического лица. Так что доводы некоторых банкиров о том, что получение информации по кредитным историям — довольно утомительный процесс, можно считать несостоятельными.

Между прочим, ответы на запросы ЦККИ предоставляет бесплатно. В ответе содержится информация о том, в каком именно кредитном бюро находится информация о «нужных клиентах». А вот справка в бюро будет стоить уже от 0,3 до 1,5 долл.

В конечном итоге деятельность бюро кредитных историй может и должна привести к тому, что бы в России сформировался многочисленный «класс добросовестных заемщиков». Известно, что в цивилизованных странах аккуратный заемщик платит вовремя не столько для того, чтобы избежать штрафных санкций, сколько ради того, чтобы в следующий раз занять быстрее и дешевле.