1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 771

Бывшего предпринимателя могут проверить!

Предприниматель без образования юридического лица не прошла перерегистрацию до января 2005 года и в связи с этим утратила статус предпринимателя. Может ли налоговый орган выписывать решение о проверке физического лица, уже не являющегося ПБОЮЛ, за 2003, 2004 годы?

Е. Михайлова, Муром

 

Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы обладают правом проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков и налоговых агентов. Такие проверки назначаются за период, составляющий три года, не считая года, в котором производится проверка.

В статье 89 НК РФ не содержится запрета на проведение проверок в отношении физических лиц, которые ранее осуществляли деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и на которых была возложена обязанность по уплате налогов и сборов, поэтому действия налоговиков законны.

Аналогичная ситуация была рассмотрена судебной коллегией по гражданским делам Пермского областного суда, в связи с чем было вынесено Определение от 20.04.2006 № 33-1771.

В нем судьи указали, что в силу ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.

Положения ст. 87, 89 и 100 НК РФ не содержат запрета на осуществление выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Ранее действовавшая редакция ч. 1 ст. 87 НК РФ (до 18.08.99) предусматривала, что выездные налоговые проверки могут проводиться лишь в отношении организаций и предпринимателей.

Ныне действующая редакция указанной нормы ограничений по субъектному составу налогоплательщиков, в отношении которых возможно проведение таких проверок, не содержит. Указание в ст. 100 НК РФ на порядок оформления результатов выездной налоговой проверки с участием в этом руководителей проверяемой организации, индивидуального предпринимателя или их представителей не может быть расценено как установление законодателем запрета на проведение выездных проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.