1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1267

Работник — обуза для предпринимателя?

Поправки в ТК РФ наделяют индивидуальных предпринимателей новыми правами и обязанностями в области трудовых правоотношений и приравнивают их к юридическому лицу.

 

Предыдущая редакция Трудового кодекса предоставляла работодателю —физическому лицу необременительные требования по оформлению и установлению трудовых отношений. Достаточно было заключить и зарегистрировать трудовой договор с работником и жить спокойно, уплачивая положенные налоги и взносы.

Но теперь законодатели, разделив работодателей — физических лиц на незарегистрированных и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), возложили на последних все функции юридических лиц. И это создало для предпринимателей ряд проблем.

Законодатель не установил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уже работающих у ИП на момент вступления в силу изменения в ТК РФ. А такие разъяснения были бы совсем не лишними, учитывая противоречия, появившиеся в законодательстве после новой редакции Кодекса. Так, теперь работодатель — ИП обязан вести трудовые книжки на каждого работника в соответствии с ч. 1 ст. 309 ТК РФ. Но российское Правительство в вопросах правотворчества отстает от депутатов. До сих пор Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила), закрепляют, что вести их имеют право только работодатели, за исключением физических лиц.

Правда, некоторые разъяснения, связанные с переходным периодом, дал Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2006 № 5140-17). И, по мнению сотрудников департамента, в трудовую книжку в этом случае следует внести запись о приеме на работу со дня начала деятельности у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника. Соответственно в этом случае при увольнении сотрудника, принятого до вступления в силу данных изменений, в трудовой книжке также производится запись об увольнении.

В большинстве организаций, приемом и увольнением, а также всем делопроизводством занимается кадровая служба. Теперь ИП тоже придется либо расширять штат сотрудников, привлекая к работе кадровика, или самостоятельно изучать все тонкости оформления документов, повышать свою квалификацию. В противном случае ошибки в ведении кадровой документации могут вызвать обращения работников в суд.

В соответствии с Правилами при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью, печатью организации и подписью самого работника. Как известно, наличие печати у ИП необязательно, но теперь данная норма делает ее регистрацию неизбежной, иначе записи в трудовой книжке будут считаться недействительными. А это дополнительные расходы. Так, к примеру, в Москве существует Единый реестр печатей и штампов, регистрацией которых занимается ГУП «Московский реестр», созданный на основании Распоряжения Правительства Москвы от 01.03.2002 № 285-РП. Общая стоимость разработки эскиза, регистрации печати и других услуг в среднем составляет 2500 руб.

В настоящее время может возникнуть и такая ситуация, что работник решил прекратить трудовые отношения с работодателем, а соответствующей печати нет, так как она не была оформлена или находится в процессе разработки. Неясно, каким образом в этом случае будет оформляться трудовая книжка, ведь задержать ее выдачу до изготовления печати ИП не может.

Еще одна особенность, которая приравнивает ИП к юридическим лицам, — возможность заключать коллективный договор с трудовым коллективом. В соответствии с ч.1 ст. 40 ТК РФ коллективным договором является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работником и работодателем.

Вопросы, связанные с подготовкой проекта, принятием и внесением изменений в коллективный договор, решаются с помощью переговоров между работодателем и представителями работников (ст. 35 ТК РФ). Интересы сотрудников при переговорах, при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Они же ведут контроль за выполнением колдоговора. Так что, возможно, предпринимателям теперь предстоит искать общий язык с профсоюзными лидерами.

Можно сказать, что поправки в ТК РФ, приравнявшие предпринимателей к юрлицам, дали побочный эффект: у граждан теперь появился резон не регистрироваться в качестве ИП. Проще оставаться частным лицом и заниматься незарегистрированным предпринимательством. В итоге получается, что изменения, введенные в действие, будут препятствовать выдвинутой Президентом РФ программе поддержки малого и среднего бизнеса.