1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1108

Сегодня — здесь, а завтра — там

Гарантии и компенсации

В Трудовом кодексе РФ появилась статья 168.1 о возмещении расходов, связанных со служебными поездками работников, а также с работой в полевых условиях и работами экспедиционного характера. Как применять эту новую норму на практике? Внесет ли она коррективы в вопросы налогообложения? Об этом и пойдет речь.

 

Экскурс в прошлое

 

До принятия Закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, которым в Трудовой кодекс РФ была введена ст. 168.1, вопросы, связанные со служебными поездками работников, на законодательном уровне прямо не регулировались. Статья 166 ТК РФ лишь оговаривала, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не являются.

Действовали, в частности, Нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации, установленные Постановлением Минтруда РФ от 29.06.94 № 51 (далее — Нормы), впоследствии утратившие силу.

Следует отметить, что, хотя в наименовании этого нормативного акта и говорилось о возмещении расходов, фактически в тексте Норм речь шла о надбавках к заработной плате, а не о гарантированном возмещении работникам их расходов.

Статья 149 ТК РФ также позволяла предусматривать в коллективных и трудовых договорах доплаты за служебные поездки, хотя прямо и не упоминала их. Согласно данной норме при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором. При этом оговаривалось, что доплаты не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Такие доплаты также являлись составной частью заработной платы, а не гарантированным возмещением расходов работника.

Поскольку служебные поездки командировками не являются, при решении вопроса о гарантированном возмещении работникам расходов на такие поездки нельзя было применить положения ст. 168 ТК РФ, предусматривающей возмещение командированным работникам расходов по проезду, по найму жилого помещения, дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.

Для решения этих проблем законодатель и ввел в Трудовой кодекс РФ новую статью.

Кроме того, требовалось узаконить такое понятие, как «полевое довольствие», используемое в подзаконных нормативных актах.

Нормы о командировках и служебных поездках соседствуют в главе 24 Трудового кодекса РФ не случайно. Эти понятия — «родственники». Далее поговорим об их различиях.

 

Словам тесно, а вопросам просторно...

 

Поскольку мы намерены детально проанализировать новую норму, приведем ее полностью.

 

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

 

Статья 168.1 ТК РФ

Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

·        расходы по проезду;

·        расходы по найму жилого помещения;

·        дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

·        иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения таких расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

 

Выделим четыре группы работников, на которых распространяется приведенная норма.

1.Работники, постоянная работа которых осуществляется в пути.

2.Работники, постоянная работа которых имеет разъездной характер.

3.Работающие в полевых условиях.

4.Участвующие в работах экспедиционного характера.

 

Следует отметить, что, давая в ст. 166 ТК РФ определение понятия «служебная командировка», законодатель не сделал этого в отношении понятия «служебная поездка». Видимо, он исходил из того, что из содержания данной нормы, а также ст. 168.1 ТК РФ это и так ясно. Давайте посмотрим.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Далее законодатель уточняет, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

До настоящего времени в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, действует Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция). Согласно п. 4 этого нормативного акта срок командировки определяется руководителями объединений, предприятий, учреждений, организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. А срок командировки работников, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.

Казалось бы, все ясно: поездку работника, превышающую указанные сроки, следует считать не командировкой, а служебной поездкой. Но это не так. Для того чтобы признать такую поездку служебной, необходимо также, чтобы работник относился к одной из групп, которые мы выделили на основании анализа ст. 168.1 ТК РФ. А он вполне может не относиться ни к одной из них.

Например, сотрудник фирмы, наделенный соответствующими полномочиями, направлен руководством в другой регион для поиска потенциальных контрагентов, переговоров с ними и заключения договоров на срок, превышающий 40 дней. При этом выполнение подобных поручений предусмотрено заключенным с ним трудовым договором. Однако такие поездки являются далеко не единственными функциями работника и непостоянны. Выполнение таких работ также нельзя отнести к монтажным, наладочным и строительным работам. Значит, это не служебная поездка.

 

А вот другие вопросы, на которые следует ответить, применяя новую норму:

·        Каким критериям должна отвечать работа для признания ее осуществляемой в пути или имеющей разъездной характер?

·        Что следует понимать под работами в полевых условиях и работами экспедиционного характера?

·        В каких случаях работнику следует выдавать полевое довольствие и что следует понимать под ним в контексте ст. 168.1 ТК РФ?

Обозначенные вопросы далеко не праздные. Без ответа на них работодатель не сможет правильно применять новую норму, что необходимо для соблюдения прав работника и исчисления налогов. От них также зависят вопросы налогообложения.

 

Ни туды и ни сюды

 

Итак, рассмотрим ситуацию, о которой мы говорили выше: работник направляется в командировку сроком свыше 40 дней. При этом его поездка согласно ст. 168.1 ТК РФ не отвечает критериям служебной. Может ли организация в целях налогообложения учесть расходы на эту поездку как командировочные?

Налоговики в своих разъяснениях обращают внимание на необходимость соблюдения сроков командировок, установленных Инструкцией. Однако можно привести пример из арбитражной практики, подтверждающий, что превышение установленного подзаконным актом срока командировки не должно отражаться на учете расходов в целях налогообложения. Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.09.2000 № А55-5487/2000-28.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.09.2000 № А55-5487/2000-28

Инспекция сочла необоснованным включение ЗАО в себестоимость затрат командировочных расходов со ссылкой на то, что срок командировки превышал 40 дней. Общество было привлечено к ответственности с доначислением, в частности, налога на прибыль. Признавая решение ИМНС неправомерным, суд указал следующее.

Правовым нормативным актом, регулирующим порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, установлено, что расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, подлежат включению в затраты. Ограничений в сроках командировки данный акт не предусматривает. Следовательно, организация обоснованно учла в целях налогообложения командировочные расходы.

В спорный период глава 25 НК РФ еще не действовала. Однако нормы данной главы, предусматривающие возможность учета в целях обложения налогом на прибыль командировочных расходов, не предусматривают ограничения срока командировки. Не содержат таких ограничений и нормы части второй Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС, НДФЛ и ЕСН.

Кроме того, можно использовать следующие аргументы.

Если исходить из позиции налоговиков, то получается, что возможна ситуация, при которой поездка работника в другую местность не будет относиться ни к командировке, ни к служебной поездке. Соответственно организация не сможет учесть в целях налогообложения расходы ни как командировочные, ни как расходы на служебную поездку. Однако такая правовая неопределенность противоречит общим принципам налогообложения. В данном случае применим п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Учитывая изложенное, а также то, в обсуждаемой ситуации поездка работника однозначно не может быть отнесена к служебной поездке, критерии которой определены ст. 168.1 ТК РФ, такую поездку следует признать командировкой, хотя ее срок и превышает 40 дней.

Работают под стук колес

Обсудим вопрос о том, какую работу можно отнести к осуществляемой в пути или имеющей разъездной характер.

 

ВНИМАНИЕ!

 

В данном случае законодатель указал на два альтернативных признака:

— работа в пути;

— разъездная работа.

По нашему мнению, в первом случае работник осуществляет свои трудовые функции во время движения на каком-либо транспортном средстве. К служебным поездкам по данному признаку можно отнести, например, работу водителя или работу проводника пассажирского поезда.

К разъездной следует относить работу, которая осуществляется после доставки работника к определенному месту. Например: работа ремонтной бригады какого-либо оборудования, выезжающей по вызовам.

Бывают также работы, отвечающие как первому, так и второму признаку. Например: водитель-экспедитор, который выполняет свои обязанности как в пути, управляя автомобилем, так и вне движения, оформляя прием и передачу грузов.

Следует напомнить, что ст. 168.1 ТК РФ сформулирована таким образом, что работа, осуществляемая в пути или имеющая разъездной характер, может быть отнесена к служебным поездкам только в том случае, если она является постоянной.

Что следует понимать в данном случае под постоянной работой? Может быть, к служебным поездкам следует относить только работу, осуществляемую исключительно по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок? По нашему мнению, это не так. Вспомним ст. 166 ТК РФ, согласно которой служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не являются. Учитывая, что в приведенной норме понятие «постоянная работа» применено как к командировкам, так и к служебным поездкам, а также то, что в командировку направляются и работники, заключившие трудовой договор на определенный срок, следует ответить на данный вопрос отрицательно.

Нельзя также считать, что работу можно признать постоянной только в том случае, если работник всегда находится в пути или разъездах. На практике такое невозможно. Тот же водитель-дальнобойщик между многодневными поездками выполняет и другую работу, не относящуюся к служебным поездкам: оформляет необходимую документацию, участвует в подготовке автомобиля к рейсу и т.п.

Поэтому следует признать, что в данном случае законодатель имел в виду работу, которая выполняется преимущественно или занимает значительную часть рабочего времени.

 

«Эй, моряк, ты слишком долго плавал»

 

Законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 166 ТК РФ, определяющую понятие «служебная командировка», была введена часть вторая, согласно которой особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Пока такой порядок не определен, продолжает действовать вышеупомянутая Инструкция.

В то же время новая ст. 168.1 ТК РФ, регулирующая вопросы, связанные со служебными поездками, не предусматривает принятия подзаконных нормативных актов. Устанавливая общие принципы, данная норма относит к компетенции работодателей и работников определение размеров и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также установление перечня работ, профессий и должностей работников, на которых распространяется ст. 168.1 ТК РФ.

По нашему мнению, при разработке коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, а также трудовых договоров, затрагивающих вопросы служебных поездок, будет полезно ознакомиться с упомянутыми ранее Нормами. Это может помочь определить принцип отнесения работ к служебным поездкам и разработать градацию размеров возмещения расходов в зависимости от соотношения в общем объеме трудовой деятельности служебных поездок и работ, не относящихся к ним, а также от того, в каком регионе осуществляются служебные поездки. Данный нормативный акт исходил из того, что чем больше «тяготы» путевой и разъездной работы, тем больше должен быть размер возмещения.

Приведем отдельные положения Норм. При этом следует иметь в виду, что в данном нормативном акте речь идет не о расходах, указанных в ст. 168.1 ТК РФ, а о надбавке к заработной плате взамен суточных. Поэтому эти положения, конечно, «списывать» нельзя.

 

СПРАВКА

 

Пункт 2 Норм предусматривал, в частности, следующее.

Надбавка за подвижной характер работы начисляется в процентах к тарифной ставке, должностному окладу без учета коэффициентов и доплат: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области — 40%, в других районах страны — 30%, но во всех районах — не более нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации.

В случаях, когда работа носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 и более дней в месяц, но при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц — до 15%.

 

Обратим внимание на то, что Нормы давали возможность получать надбавку взамен суточных даже в тех случаях, когда работник мог ежедневно возвращаться домой и продолжительность его разъездных работ составляла менее 12 дней в месяц. По нашему мнению, выплата суточных при аналогичных условиях на основании ст. 168.1 ТК РФ не будет противоречить данной норме. Главное, чтобы поездки работника были систематическими, обусловлены спецификой работы, а выплаты суточных производились в размере и порядке, установленных коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Вдали от цивилизации

Теперь поясним, что следует понимать под работами в полевых условиях и работами экспедиционного характера.

Не только Трудовой кодекс РФ, но и другие законы не дают определения данных понятий, хотя и упоминают их.

Так, из ст. 10 Закона РФ от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» следует, что к субъектам, имеющим право на приобретение оружия, относятся, в частности, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 45 Закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия являются археологическими полевыми работами.

Статья 7.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ.

Согласно ст. 98 Лесного кодекса РФ защита лесного фонда и не входящих в него лесов от вредителей и болезней леса включает в себя, в частности, текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие лесопатологические обследования.

В соответствии с подп. 12.1 и 32 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

— расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым методом или в полевых (экспедиционных) условиях;

— расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.

Из подзаконного нормативного акта, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 15.07.94 № 56, следует, что полевые условия — это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Современные словари по естественным наукам разъясняют, что полевые работы — это сбор сведений об изучаемой территории непосредственно на местности. Данный термин применяется независимо от того, в каких природных условиях проводятся исследования: в поле, в лесу, в горах и т.д.

Согласно Толковому словарю Владимира Даля экспедиция — это посылка, отправка кого-то вдаль и сама поездка для ученых и других исследований.

Проанализировав приведенные толкования, можно выделить следующие признаки полевых работ и работ экспедиционного характера:

  • данные работы осуществляются вне места нахождения организации;

·        они проводятся, как правило, вне населенных пунктов для исследований на местности;

·        цель их проведения может быть различной в зависимости от профильной направленности хозяйствующего или иного субъекта;

·        участие в таких работах связано с определенными бытовыми лишениями и трудностями.

Отметим, что законодатель четко не отграничивает данные понятия друг от друга. С учетом приведенных разъяснений из словарей можно предположить, что экспедиционные работы имеют более мобильный характер, нежели полевые.

Таким образом, если организация осуществляет работы, которые отвечают названным признакам, то она должна выполнять предписания ст. 168.1 ТК РФ.

Подчеркнем, что конкретное наименование таких работ в данном случае не имеет значения. Главное — их соответствие указанным признакам.

 

Работник должен быть доволен

 

Из содержания ст. 168.1 ТК РФ следует, что полевое довольствие, так же как и суточные, является компенсацией, выплачиваемой работодателем работникам в качестве возмещения их дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места жительства при осуществлении работ в полевых условиях или работ экспедиционного характера.

Необходимо подчеркнуть, что полевое довольствие выплачивается не только за работу в полевых условиях, но и за работу экспедиционного характера.

Установление размера полевого довольствия и порядка его выплаты в настоящее время является прерогативой работодателя и работников. Данные условия могут быть отражены в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, а также в трудовом договоре.

Ранее размер и порядок выплаты полевого довольствия предусматривались подзаконными нормативными актами. В частности, таким нормативным актом является Положение о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденное уже упомянутым Постановлением Минтруда РФ от 15.07.94 № 56.

После вступления в силу положений ст. 168.1 ТК РФ подзаконные нормативные акты не должны распространяться на организации, которые не финансируются из бюджета.

Организациям, разрабатывающим собственные условия выплат полевого довольствия, целесообразно использовать названное Положение о выплате полевого довольствия для выработки принципов возмещения и градаций размеров выплат в зависимости от местностей, в которых осуществляется работа. Приведем отдельные нормы этого нормативного акта.

Положение, в частности, предусматривает, что право на получение полевого довольствия имеют работники:

— основных и вспомогательных подразделений, работающие в полевых условиях и проживающие в местах производства работ;

— школ, орсов, медицинских, культурно-просветительских, детских дошкольных учреждений и других подразделений, специально созданных для обслуживания геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций.

При проживании или при выполнении работ в городах и поселках городского типа, кроме поселков городского типа, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, полевое довольствие не выплачивается.

Выплата полевого довольствия работникам производится за все календарные дни нахождения на работе. Порядок учета времени работы и пребывания в полевых условиях устанавливается соответствующей организацией и оформляется приказом. Выплаты за выходные дни производятся в зависимости от того, в каком месте работник их проводит (на объекте проведения полевых работ, на базе организации, вне места проведения работ). Данный порядок применяется независимо от принятых форм организации труда, режима труда и отдыха (при выполнении работ вахтовым методом, при суммированном учете рабочего времени и др.). Размеры выплат полевого довольствия устанавливаются в расчете на одного работника в день кратные норме суточных расходов, предусмотренной действующим законодательством об оплате служебных командировок на территории Российской Федерации (независимо от занимаемой должности и получаемого должностного оклада) при работе:

·        на объектах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 2,0;

·        на объектах, расположенных в других районах, — 1,5;

·        на базах геолого-разведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 0,75;

·        на указанных базах, расположенных в других районах, — 0,5.

При выезде на объекты полевых работ в течение одного дня и нахождения в пути к ним более двух часов сверх нормальной продолжительности рабочего дня в каждом направлении полевое довольствие выплачивается как при работе на объектах.

Выплаты полевого довольствия работникам сохраняются:

— на период временной нетрудоспособности;

— на период нахождения женщин в отпуске по беременности и родам;

— на время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Полевое довольствие не выплачивается:

·        работникам, имеющим возможность ежедневно возвращаться с места работы к месту своего постоянного жительства, где такие выплаты не установлены, кроме вышеуказанного случая нахождения в пути к объектам более двух часов сверх нормальной продолжительности рабочего дня в каждом направлении;

·        работникам за время нахождения в ежегодном отпуске и на санаторно-курортном лечении.

·        При выезде работников в командировку выплата им полевого довольствия прекращается, а расходы, связанные с командировкой, возмещаются в соответствии с положениями об их оплате.

Как уже отмечалось, нормативные акты, устанавливающие размеры и порядок выплаты полевого довольствия, в настоящее время не должны распространяться на организации, не финансируемые из бюджета. Однако, по нашему мнению, установленные в организациях условия таких выплат не должны ухудшать положение работников по сравнению с данными нормативными актами.

Налоговое «эхо» трудовой нормы

Как уже отмечалось, до вступления в силу ст. 168.1 ТК РФ работодатели имели возможность начислять работникам доплаты за служебные поездки на основании ст. 149 ТК РФ. Такие доплаты являлись составной частью заработной платы.

Возмещение работникам их расходов на основании ст. 168.1 ТК РФ имеет иную правовую природу. Как и возмещение командировочных расходов, выплаты, производимые в связи со служебными поездками, являются гарантийными компенсационными выплатами. Это, безусловно, следует учитывать при решении вопросов налогообложения.

 

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

При этом в данной норме законодатель подробно перечислил все командировочные расходы, которые не включаются в налогооблагаемую базу.

Закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ, вводя в Трудовой кодекс РФ ст. 168.1, не внес в связи с этим каких-либо изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ. Однако данное обстоятельство не препятствует распространению положения п. 3 ст. 217 НК РФ на суммы возмещения, выплачиваемые работникам согласно ст. 168.1 ТК РФ, поскольку такие суммы являются гарантийными компенсационными выплатами.

Минфин РФ в Письме от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 разъяснил, в частности, следующее. После вступления данной статьи ТК РФ в силу, если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагаются НДФЛ.

 

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В данную норму законодатель также не внес изменений в связи с введением в Трудовой кодекс РФ ст. 168.1. Но это не препятствует распространять положения подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на суммы возмещения, выплачиваемые работникам согласно ст. 168.1 ТК РФ, которые являются гарантийными компенсационными выплатами.

Разъяснения Минфина РФ от 21.08.2006 № 03-05-02-04/130 подтверждают такой вывод.

 

Отвечая на вопрос о том, можно ли компенсационные выплаты сотрудникам, произведенные за разъездной характер работы, учесть при расчете налога на прибыль, Минфин РФ в Письме от 29.08.2006 № 03-03-04/1/642 разъяснил следующее.

Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Поэтому расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль.

Соглашаясь с таким разъяснением, следует уточнить, что отнести на расходы можно не только суммы компенсации за разъездной характер работы, но и другие суммы, выплачиваемые работникам на основании ст. 168.1 ТК РФ.

 

Превентивный вопрос

 

А не попытаются ли налоговики ограничить налоговый учет компенсационных сумм, выплачиваемых за служебные поездки, рамками действующих норм? Ведь такие попытки предпринимались в отношении командировочных расходов. Минфин РФ полагал, что коммерческие организации, самостоятельно устанавливая размеры таких расходов, тем не менее в целях налогообложения должны придерживаться действующих нормативов.

Напомним, что продолжает действовать, например, Положение о выплате полевого довольствия, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 15.07.94 № 56. При этом Постановлением этого министерства от 30.03.95 № 18 данное Положение было распространено на работников старательских артелей, акционерных обществ, малых предприятий и других коммерческих организаций, занятых на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и камней со сроком отработки до семи лет и эксплуатируемых в полевых условиях.

По нашему мнению, в данном случае применимы выводы, содержащиеся в Решении ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04, которым было признано полностью недействительным Письмо МНС РФ от 17.02.2004 № 04-02-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками». Суд указал, в частности, следующее.

Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.

Установленный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемых в целях налогообложения дохода физических лиц. При превышении указанного размера суточных с работника не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.

Изложенные  выводы Высшего Арбитражного Суда РФ можно распространить и на служебные поездки, учитывая сходство формулировок ст.168 и 168.1 ТК РФ.