Три шкуры с автолюбителя

5—6 руб. в среднем составляет цена литра бензина на внутреннем рынке в странах — членах ОПЕК
| статьи | печать

Вице-премьер Александр Жуков публично заявил, что в ближайшие месяцы цены на бензин снизятся. Действительно, порой они уменьшаются, да только лишь на доли процента.

 

Россия богата «черным золотом» и получает за него на мировом рынке десятки миллиардов долларов в год. Неудивительно, что участники недавних массовых протестов против дороговизны горючего в стране, выступавшие от лица 33 млн автовладельцев, требовали снизить цены за литр бензина с 20—22 до 12 руб.

А как у других?

 

В богатых нефтью странах, например 11 членах ОПЕК, цена литра бензина на внутреннем рынке не превышает в среднем 5—6 руб. (здесь и далее по эквиваленту национальной валюты). В США, которые около половины необходимой нефти добывают из собственных недр и столько же ввозят, литр бензина стоит 19—21 руб. В большинстве стран Западной Европы, полностью импортирующих нефть, цена зачастую достигает 35—40 руб.

Такой разброс цен не случаен. Он точно отражает разные методы получения доходов от международного нефтяного бизнеса разными государствами, точнее государственными казначействами и их налоговыми органами. Доходы от нефти, причем очень большие, извлекают все государства мира независимо от того, есть в их недрах «черное золото» или нет.

К прибыли — с двух сторон

 

Крупные экспортеры нефти получают основной доход от ее продажи на внешнем рынке по мировым ценам. Эти государства считают залежи сырья своим естественным конкурентным преимуществом перед другими странами. Соответственно распоряжаются им исходя из собственных долгосрочных интересов.

Следует заметить, что в большинстве стран ОПЕК у власти находятся монархии, родовые кланы, полудиктаторские режимы. Чаще всего большую долю доходов от экспорта они присваивают, но практически ни одно государство ОПЕК не лишает собственное население права тоже хотя бы частично пользоваться их общим естественным преимуществом. Самый дешевый ныне в мире (порой бесплатный!) бензин в странах ОПЕК — следствие прежде всего ответственной социальной политики правящих режимов. Они ориентируют цены на самые низкие здесь издержки добычи нефти.

В отличие от стран — крупных экспортеров нефти, которых кормит внешний рынок, государства-импортeры извлекают главный доход от нефтяного бизнеса у себя на внутреннем рынке с помощью высоких налогов в розничной и оптовой торговле нефтепродуктами. Во многих таких странах внутренние налоги достигают 60—70% розничной цены на бензин, нередко зашкаливая за 40 руб.

Общий доход от внутреннего налогообложения в Западной Европе может порой превышать доходы от сырой нефти всех стран ОПЕК. Особенно в периоды невысоких мировых цен на неe.

Трeхэтажное обложение

 

В России государство применяет для извлечения нефтяных доходов оба описанных выше способа и ещe один — от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В октябре 2006 г. при средней экспортной цене российской тонны нефти около 500 долл. государство через таможенную пошлину получало 238 долл. (остальное — доля олигархов, продающих нефть), а через НДПИ — ещe до 90 долл. Итого с каждой тонны — около 330 долл. (примерно 9—10 руб. за литр).

Кроме того, в отличие от тоталитарных режимов ОПЕК у нас розничные цены на внутреннем рынке не приближены к низким издержкам нефтедобычи. Зато как на Западе — высокие внутренние налоги на торговлю нефтепродуктами, которые на бензин, например, уже достигают 50%, а по некоторым оценкам — 55%. Значит, в его нынешней розничной цене налог составляет минимум 10 руб. Настолько и требовали снизить цены участники протеста.

Для государства это была бы, конечно, потеря. Но ведь оно почти столько уже получило с сырой нефти на нефтепромысле и на таможне.

Российские розничные цены пока намного ниже, чем в Западной Европе. Но наш стратегический курс на вхождение в западноевропейские хозяйственные структуры неумолимо будет подводить нас к такому же завышению цен на все энергоносители.

Итак, государство, образно говоря, снимает с отечественного автолюбителя три шкуры: одну косвенно — на таможне в виде экспортной пошлины, другую — непосредственно у бензоколонки через налоги на розницу, третью — прямо у нефтескважины в качестве налога на добычу.

Пока можно утешать себя тем, что мы со своей ценой держимся по крайней мере на американском уровне. Но как же нам далеко до социального баланса цен в США! Америка хотя и наполовину, но тоже обладает естественным конкурентным преимуществом перед бедными нефтью странами. А потому считает своим долгом распространять часть этого преимущества на американский народ. Десятилетиями розничная торговля бензином в США облагается низким налогом. Он составляет 20—22% розничной цены — в два с лишним раза ниже, чем у нас.

Положение российского автолюбителя усугубляется еще и низкой заработной платой (или пенсией), которая фактически раз в 10—15 меньше западной.

Свет в конце тоннеля

 

Весь российский народ имеет право пользоваться естественным преимуществом России на мировом нефтяном рынке. Деньги, полученные российской казной за счeт этого преимущества, практически не используются для развития отечественной промышленности, науки и техники.

Последние массовые протесты показали, что терпение автолюбителей не вечно. Не поэтому ли некоторые высшие чиновники снова стали выступать за очередные «джентльменские уговоры» нефтяников воздержаться от дальнейшего повышения цен на нефтепродукты. Но уже зазвучали и другие, более реальные предложения. Недавно не кто-нибудь, а видный либерал и начальник экспертного управления Администрации Президента Аркадий Дворкович твeрдо высказался, что если Правительство действительно озаботится снижением цен на бензин, оно должно уменьшить налоги.

Подвигнет ли этот совет к реальному делу?