Прокуратор по идее

Введение кураторства означает усиление и без того жесточайшего контроля над частными банками
| статьи | печать

Уже весной текущего года в банковской системе России будет официально введен институт кураторства. Деятельность кураторов должна в принципе способствовать некоторому улучшению системы контроля Центробанка.

Но выявить все криминальные схемы подопечных банков куратору будет крайне затруднительно, а вот риск раскрытия банковской тайны в этом случае возрастает многократно.

 

В начале февраля состоялась традиционная встреча руководства Центробанка с «верхушкой» крупнейших российских коммерческих банков. На этой встрече представители Банка России сообщили о готовности введения в ближайшее время института банковского кураторства. По планам ЦБ РФ кураторы будут выполнять лишь функции оценки ситуации в банке, проверки своевременности представления отчетности. Также им намерены обеспечить доступ ко всей рабочей информации банка. По мнению руководства Центробанка, новый институт значительно улучшит систему контроля над банками и значительно повысит их статус на рынке.

 

Он не надзиратель, он партнер...

 

Директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский сообщил «ЭЖ», что в настоящее время в недрах ЦБ уже проработано постановление о кураторстве и в течение 2—3 месяцев оно будет принято.

Проект предусматривает срок работы куратора с одним кредитным учреждением не более 3 лет. Куратор не имеет права принятия решения — он всего лишь дает необходимые оценки и представляет их в надзорный орган. По мнению А. Симановского, главная задача куратора заключается в том, чтобы по итогам его работы у Центробанка была полная картина сложившейся в банке ситуации.

«Куратор должен на ранней стадии предупредить критическую ситуацию, которая наметилась в банке, он наставник, помощник и партнер, а не надзиратель», — считает президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. По словам А. Аксакова, кураторство ни в коем случае нельзя насаждать, оно может быть только добровольным. Именно добровольность и высокий профессионализм сотрудников являются, по его мнению, главными критериями функционирования подобного института.

 

Чужой среди чужих

 

Пока достаточно сложно представить себе, чем же будут реально заниматься кураторы в банках, что именно они будут контролировать в условиях, когда отечественные кредитные учреждения и так находятся под плотным колпаком ЦБ РФ. По вполне понятным причинам приходится сильно сомневаться в том, что кураторы смогут отслеживать информацию о незаконных сделках. Вряд ли подобные решения принимаются руководством банка на официальном совещании. А доступ куратора как незаинтересованного лица банка к рабочей документации может вызвать у менеджмента вполне обоснованные подозрения в шпионаже в пользу третьих лиц.

В общем, куратор, каким бы подготовленным, кристально честным и независимым специалистом он ни был, все равно останется для сотрудников банка чужим. Более того, все возможные «утечки», «сливы» и компроматы, негативно влияющие на деятельность банка, так или иначе будут автоматически приписываться именно надзирателю от ЦБ.

Кроме того, представитель регулятора в банке должен иметь специальные знания, уровень которых будет не ниже, чем у руководителя того же банка. И хотя А. Симановский утверждает, что подготовка таких специалистов уже ведется, возникают сомнения, что кураторы будут направлены во все 1143 действующих банка. А в подобных специалистах более всего нуждаются как раз мелкие и некоторые средние банки. Именно в этой среде, как правило, работают «финансовые прачечные» и обитают авторы всевозможных криминальных схем.

Один из банкиров, по понятной причине пожелавший остаться неизвестным, рассказал «ЭЖ» о том, что введение института кураторства, с одной стороны, говорит о полной неспособности регулятора реально контролировать отечественную банковскую систему, а с другой — означает усиление и без того жесточайшего контроля над еще не подконтрольными государству банками.

Пока же до принятия решения о введении нового контрольного института есть некоторое время. А значит, существует надежда, что Центробанк учтет все недостатки проекта и определится, в частности, будет ли институт кураторства обязательным или добровольным.

 

Из истории

 

Идея кураторства не нова. Подобный институт уже существовал в истории современной России. В 1996 г. было создано операционное управление по надзору за крупнейшими банками — ОПЕРУ-2.

На обслуживание в ОПЕРУ-2 находилось тогда 14 российских банков — флагманов отечественной экономики. Что стало с некоторыми клиентами ОПЕРУ-2, такими как «СБС-Агро» или Инкомбанк, после августовского дефолта, известно всем. После этого идея кураторства была отложена в долгий ящик.

В 2002 г. Центробанк вернул-ся к идее закрепления за кредитными организациями собственных кураторов, однако проект носил скорее экспериментальный характер и кураторы ЦБ РФ назначались только в некоторые банки на добровольной (для банков) основе.