Чтоб чего не вышло

Страхование
| статьи | печать

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется многими нормативными актами разного уровня. Это вызывает некоторые трудности у субъектов страхования при определении своих прав и обязанностей. Наша задача — свести все документы воедино с учетом изменений законодательства.

 

Нормативная база

 

Фундаментом законодательства о страховании от несчастных случаев является ст. 184 ТК РФ, предусматривающая гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Данная статья устанавливает, что виды, объемы и условия предоставления таких гарантий и компенсаций определяются федеральными законами. Трудовой кодекс РФ содержит также иные нормы, связанные с этим видом страхования.

Далее по своей значимости следует назвать Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон), действующий в редакции Закона от 29.12.2006 № 259-ФЗ. Он устанавливает лишь общие правила страхования. Многие его нормы содержат отсылки к подзаконным нормативным актам. В то же время Закон предусматривает ответственность за нарушения в сфере данного вида страхования с указанием конкретных санкций.

В Законе от 19.12.2006 № 235-ФЗ усказано, что страховые взносы на данный вид страхования в 2007 году уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Законом от 22.12.2006 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» устанавливает, что его нормы не распространяются на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений ст. 12—15. Данные статьи определяют сроки обращения за пособиями, порядок их назначения и выплаты, порядок исчисления пособий, а также сроки их назначения и выплаты. Эти нормы применяются к указанным выше отношениям в части, не противоречащей Закону.

 

СПРАВКА

 

Из подзаконных назовем следующие нормативные акты, функциональное назначение которых можно определить по их названиям:

·        Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713.

·        Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

·        Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

·        Положение об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.07.2000 № 529.

·        Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.

·        Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 № 8.

·        Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве».

·        Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

·        Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 04.12.2003 № 134, действующие в редакции от 01.03.2004.

·        Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 № 87, действующие в редакции от 22.03.2004.

 

Под защитой Закона

 

Напомним, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

·        физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

·        физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

·        физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, в соответствии с которым страхователь обязан уплачивать страховые взносы.

Наряду с указанными Закон относит к застрахованным также физических лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности. Кто же эти лица, которые не состоят со страхователем ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях и не привлекаются к труду как осужденные к лишению свободы?

Ответ на этот вопрос следует искать, очевидно, в ст. 227 ТК РФ. Данная норма устанавливает, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников ст. 227 ТК РФ, в частности, относятся:

·        лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

·        студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;

·        лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производственном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

·        лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

·        члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Из упомянутого выше Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний следует, что расследованию и учету подлежат заболевания, возникшие как у работников, так и у других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

По нашему мнению, всех названных в Трудовом кодексе РФ и Положении лиц, не состоящих со страхователем ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, можно отнести в целях Закона к застрахованным. Исходя из содержания норм данных правовых актов и отсутствия закрытого перечня данной категории лиц, к ним можно отнести всех тех, кто правомерно связан каким-либо образом с производственным процессом.

Следует отметить, что действие Закона распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

 

Безопасной работы не бывает

 

На основании Закона страхователями признаются:

·        юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории России и нанимающие ее граждан);

·        физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порой приходится сталкиваться с недоуменным вопросом: почему страховые взносы должны уплачивать работодатели, деятельность которых изначально не связана с каким-либо риском?

Однако законодатель исходит из того, что потенциально безвредной работы быть не может и любая деятельность связана с риском, степень которого может быть различной. Действительно, можно споткнуться на ровном месте в помещении офиса и получить серьезную травму.

Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Интегральный показатель профессионального риска определяется по формуле:

Ип = (Евв : Ефот) х 100%,

где:

Ип — интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;

Евв — общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году;

Ефот — размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.

При изменении величины интегрального показателя Минздравсоцразвития РФ по представлению ФСС РФ принимает решение об отнесении этого вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска. Соответственно при этом изменяется размер страхового тарифа страхователя. Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера тарифа, установленного на этот год в отношении данного страхователя.

Самостоятельными классификационными единицами для целей страхования, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются:

·        страхователи;

·        обособленные подразделения страхователей — юридических лиц;

·        структурные подразделения страхователей — юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя.

Вид экономической деятельности определяется по основному виду деятельности. Для коммерческих организаций это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Для физических лиц основной вид экономической деятельности соответствует основному виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Страхователи — юридические лица должны подтверждать основной вид экономической деятельности ежегодно. Страхователи — физические лица от такой обязанности освобождены.

 

Плата за риск

 

Размер страхового тарифа, который должен уплачивать страхователь, устанавливается после подтверждения им осуществляемого вида экономической деятельности.

 

СПРАВКА

 

Для такого подтверждения страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в Фонд социального страхования РФ:

·        заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;

·        справку-подтверждение такого вида деятельности;

·        копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме субъектов малого предпринимательства);

·        копию лицензии (если осуществляемые виды деятельности подлежат обязательному лицензированию).

Формы данных документов утверждены указанным выше Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.

 

Орган ФСС РФ в двухнедельный срок с даты представления указанных документов уведомляет страхователя об установленом ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска основного вида экономической деятельности. Вновь созданные страхователи, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не должны подтверждать вид деятельности в первый год работы.

Виды экономической деятельности подразделяются на 32 класса профессионального риска — чем выше у деятельности риск, тем выше присвоенный ей класс. Так, например, издательская деятельность отнесена к 1-му классу, а добыча каменного угля — к 32-му.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а также к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Так, например, в 2007 году по 1-му классу тариф составляет 0,2%, а по 32-му — 8,5%.

 

СПРАВКА

 

Страховые взносы уплачиваются в размере 60% от размера страховых тарифов (ст. 2 Закона №179-ФЗ):

·        организациями любых организационно-правовых форм в части начисления по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимися инвалидами I, II и III группы;

·        следующими категориями работодателей:

— общественными организациями инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

            — организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных

организаций и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их зарплаты в фонде оплаты труда — не менее 25%;

— учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных и иных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

 

Исполняя обязанности

 

Регистрация

Регистрация страхователей осуществляется в исполнительных органах страховщика, которым является Фонд социального страхования РФ, в следующем порядке.

 

·        Юридические лица регистрируются в пятидневный срок с момента представления в подразделение ФСС РФ органом, осуществляющим государственную регистрацию организаций, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

 

·        Юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются на основании заявлений, представляемых в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.

 

·        Физические лица, заключившие трудовой договор с работником, регистрируются на основании заявления, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.

 

·        Физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, регистрируются на основании заявления о регистрации в срок не позднее 10 дней со дня заключения такого договора.

Нарушение срока регистрации влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Если просрочка превысила 90 дней, то штраф увеличивается до 10 000 рублей.

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя влечет взыскание штрафа в размере 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемых за весь период осуществления деятельности без регистрации, но не менее 20000 рублей.

 

Уплата взносов

 

Страхователи, заключившие трудовой договор с работниками, перечисляют суммы страховых взносов ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, перечисляют суммы взносов в срок, установленный органом ФСС РФ.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, установленных страховщиком. Размер скидки или надбавки рассчитывается с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

Взыскание недоимки и пеней со страхователя — юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения в бесспорном порядке, а со страхователя — физического лица — в судебном порядке.

Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, причитающейся к уплате страховых взносов. Если такие действия совершены умышленно, штраф увеличивается до 40%.

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Обособленные подразделения, по месту нахождения которых должны регистрироваться юридические лица, не являются самостоятельными субъектами страхования. Поэтому они не могут привлекаться к ответственности даже в том случае, когда нарушения связаны с их деятельностью.

В любом случае требования страховщика должны быть обращены именно к юридическому лицу.

Недоимка пеней также должна взыскиваться с организации, а не с обособленного подразделения. Это подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2005 № А31-5801/4.

 

Контроль страховщика

 

Страховщик наделен правом проводить камеральные и выездные проверки. Порядок их проведения установлен указанными выше подзаконными нормативными актами.

Периодичность камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления отчетности. Кроме того, страховщиком проводится проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам ФСС РФ и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате ЕСН, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.

По усмотрению страховщика при обращении иных категорий страхователей за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев может быть проведена наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам ФСС РФ также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.

Камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года. При выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по страхованию может быть проверен и соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам страховщика, подтверждающей начисление расходов по страхованию.

 

Выездные проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения ФСС РФ. Такие проверки должны проводиться не реже одного раза в три года.

Кроме того, при составлении планов учитываются, в частности, следующее:

·        наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС РФ;

·        значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;

·        резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работника, при стабильной численности.

·        Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествующие году ее проведения. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев.

При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на срок не более одного месяца на проведение проверки каждого филиала и представительства.