1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

ФАС встанет на защиту подрядчиков

Размещение госзаказов будет контролировать Федеральная антимонопольная служба

Правительство РФ увеличило полномочия антимонопольного ведомства, обязав его сотрудников надзирать за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд (Постановление от 08.02.2007 № 83 «О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе»).

 

Расширение полномочий ФАС — мера ожидаемая, если не сказать запоздавшая. Прошло больше года с 01.01.2006, когда вступил в силу Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон). Он предусматривает, что за тем, как размещаются заказы для государственных и муниципальных нужд, должен надзирать государственный орган с обширными полномочиями.

По задумке авторов Закона, именно туда будут жаловаться на злоупотребления чиновников подрядчики, права которых были нарушены при проведении конкурса или аукциона на размещение госзаказа. И вот сейчас Правительство, вспомнив о принятом в 2005 г. Законе, решило наделить ФАС России соответствующими правами.

 

Госзаказ под присмотром

Итак, борцы с монополизмом будут контролировать законность размещения госзаказов во всех сферах экономики, кроме оборонки. Полномочия в этой области им предоставлены весьма обширные.

Должностные лица ФАС, обнаружившие нарушение законодательства о госзаказе, будут выдавать обязательные для исполнения предписания всем заказчикам (за исключением федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления), конкурсным, котировочным или аукционным комиссиям. Что касается тех ситуаций, когда заказчиками являются органы власти различных уровней, то ФАС сможет направлять им предложения об устранении нарушений Закона.

С антимонопольной службой заказчики должны будут согласовывать проведение закрытых конкурсов или аукционов (в случае размещения заказов, сведения о которых составляют государственную тайну), а также решения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (если конкурс или аукцион признан несостоявшимся).

Чиновники ФАС будут вести и реестр недобросовестных поставщиков, нарушивших условия контрактов, заключенных с государством, а также осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями законодательства о размещении заказов.

Изменения, внесенные в Положение о Федеральной антимонопольной службе, дают возможность подрядчикам, права которых были нарушены при размещении госзаказа, жаловаться в ФАС на действия и бездействие заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Это выгодно подрядчикам по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, должностные лица антимонопольного ведомства могут приостанавливать размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу. Так что, пока сотрудники антимонопольной службы будут проверять представленные аргументы, желанный заказ никуда не денется.

Во-вторых, если контракт с победителем конкурса или аукциона уже подписан, ФАС может самостоятельно обращаться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным. Таким образом, несправедливо обойденный на торгах подрядчик, обратившись с жалобой в ФАС, а не непосредственно в арбитражный суд, может переложить все хлопоты, связанные с ведением судебной тяжбы, на государство.

 

Грядут новые поправки

Между тем не исключено, что в скором времени Правительству вновь придется приводить свои нормативные акты в соответствие с изменившимся законодательством: Госдума 21.02.2007 в третьем, окончательном, чтении приняла Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты РФ».

Принятые поправки дают новые возможности организациям, размещающим госзаказы.

В частности, теперь, если заказчик досрочно расторг договор о размещении госзаказа с подрядчиком, который не исполнял свои обязанности, можно не проводить новые торги. Заказчик в этом случае вправе заключить контракт с участником размещения заказа, который занял на торгах «второе место» (подал заявку на участие в конкурсе, которой присвоен второй порядковый номер, или предложил предпоследнюю цену контракта на аукционе). Эта норма позволит сэкономить заказчикам время и бюджетные средства на размещение нового заказа.

Если до расторжения контракта подрядчик частично исполнил свои обязательства, при заключении нового соглашения количество поставляемого товара и цена контракта соответственно уменьшаются.

Также предусматривается, что ответственность за нарушение контракта о размещении госзаказа теперь должен нести не только заказчик, но и подрядчик. Так, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), которая будет начисляться за каждый день просрочки исполнения обязательства. Ее размер будет установлен контрактом в пределах не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центробанка. Подрядчик освобождается от уплаты неустойки, только если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Наконец, для заказчиков расширяется возможность размещения госзаказов путем запроса котировок. Это упрощенная процедура по сравнению с проведением конкурсов и аукционов. Такой способ заключения контрактов предусматривает размещение информации о потребностях в товарах для государственных нужд на официальном сайте. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Если сейчас заказчик может разместить госзаказ путем запроса котировок при условии, что цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб., то с принятием поправок эта сумма возрастает до 500 тыс. руб.

По мнению депутатов, эта процедура вполне способна обеспечить гласность и прозрачность размещения заказа и в то же время является для государственных заказчиков наименее затратной по времени и средствам.