1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 915

С общего на упрощенный и обратно

Как учесть для целей налогообложения стоимость основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, при переходе на УСН с объектом налогообложения «доходы» и последующем возврате на общий режим? Поводом для рассмотрения этого вопроса послужила ситуация, сложившаяся у нашего читателя.

 

Ситуация. Организация образована в сентябре 2005 года. В качестве вклада в уставный капитал был внесен компьютер стоимостью 10 000 руб. Срок амортизации — пять лет.

В 2005 году фирма применяла общий режим налогообложения, с 1 января 2006 г. перешла на «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», а с 1 января 2007 г. вернулась на общий режим.

 

Первый вопрос, на который предстоит ответить при принятии к учету объекта, полученного в счет вклада в уставный капитал: относится ли он к категории основных средств для целей бухгалтерского учета и к амортизируемому имуществу в налоговом учете?

В бухгалтерском учете компьютер может быть включен в состав основных средств только при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в частности, объект должен быть предназначен для использования в производственных целях и его срок службы должен превышать 12 месяцев).

Кроме того, учетной политикой организации может быть определен лимит стоимости, в пределах которого имущество учитывается в составе материально-производственных запасов (но не более 20 000 руб. за единицу). Если такой лимит установлен, то имущество, удовлетворяющее критериям п. 4, стоимостью в пределах установленного лимита будет отражаться в бухгалтерском учете в составе материалов.

Как определяется стоимость имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал? В бухгалтерском учете — исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (п.9 ПБУ 6/01). В налоговом — по стоимости (остаточной стоимости), которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности (п. 1 ст. 277 НК РФ).

В случае если стоимость вносимого имущества в бухгалтерском и налоговом учете различается, возникают разницы, которые следует квалифицировать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В налоговом учете порядок отнесения объекта к амортизируемому имуществу решается однозначно и не зависит от воли налогоплательщика.

Амортизируемым согласно п. 1 ст. 256 НК РФ признается только то имущество, срок полезного использования которого более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 10 000 руб. То есть в случае если стоимость объекта для целей налогового учета составляет 10 000 руб. или менее, такое имущество не может быть признано амортизируемым для целей гл. 25 НК РФ и его стоимость подлежит учету в составе материальных расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация говорит о компьютере как об объекте основных средств, будем считать, что в части бухгалтерского учета все критерии признания имущества основным средством соблюдены (то есть учетной политикой организации лимит стоимости основных средств не установлен или составляет менее 10 000 руб.).

Если предположить, что стоимость компьютера для целей бухгалтерского и налогового учета одинакова и составляет 10 000 руб., возникает ситуация, когда один и тот же объект включается для целей бухгалтерского учета в состав основных средств и не признается амортизируемым имуществом для целей налогообложения прибыли.

Исходя из этих данных, посмотрим, как должен был осуществляться бухгалтерский и налоговый учет компьютера в 2005 году.

 

ПРИМЕР 1

В сентябре 2005 года организация получила в счет вклада в уставный капитал и ввела в эксплуатацию компьютер, стоимость которого для целей и бухгалтерского, и налогового учета составляет 10 000 руб.

Лимит стоимости основных средств в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета не установлен.

В бухгалтерском учете компьютер подлежит включению в состав основных средств, в налоговом его стоимость учитывается в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Срок полезного использования компьютера установлен равным пяти годам (третья амортизационная группа согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.). Амортизация начисляется линейным способом.

 

Поскольку в налоговом учете стоимость компьютера учитывается в составе расходов единовременно в сентябре, а в бухгалтерском — по мере начисления амортизации начиная с октября (то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету (п. 21 ПБУ 6/01), в сентябре имеет место налогооблагаемая временная разница в сумме 10 000 руб., которая приводит к возникновению отложенного налогового обязательства в сумме 2400 руб. (10 000 руб. х 24%).

Принятие компьютера, полученного в счет вклада в уставный капитал, к бухгалтерскому учету осуществляется в общеустановленном порядке:

Дебет 08   Кредит 75

— на сумму стоимости имущества, согласованной учредителями, — 10 000 руб.

Дебет 01   Кредит 08

— на сумму первоначальной стоимости объекта — 10 000 руб.

Одновременно на сумму отложенного налогового обязательства оформляется запись:

Дебет 68   Кредит 77

— 2400 руб.

С октября по декабрь включительно по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете оформляются проводки:

Дебет 26   Кредит 02

— 167 руб. (10 000 руб. : 60 мес.)

Дебет 77   Кредит 68

— на сумму погашения отложенного налогового обязательства — 40 руб. (167 руб. х 24%).

 

Что происходит далее? С 1 января 2006 года организация переходит на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ПБУ 18/02 не применяют (поскольку не являются плательщиками налога на прибыль). В связи с этим возникает вопрос: что делать с непогашенным отложенным налоговым обязательством, числящимся на конец 2005 года в бухгалтерском учете на счете 77?

По нашему мнению, оно должно быть списано заключительными записями декабря:

Дебет 77   Кредит 99

— на сумму непогашенного налогового обязательства — 2280 руб. (2400 руб. – 40 руб. х 3 мес.).

Пунктом 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие «упрощенку», освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, начисление амортизации по компьютеру в бухгалтерском учете не зависит от смены режима налогообложения и соответственно должно продолжаться и в последующие годы до полного погашения его стоимости.

При возврате с 1 января 2007 г. к общему режиму налогообложения расходы в виде амортизации, начисляемой в бухгалтерском учете, не будут иметь аналога в учете налоговом (поскольку стоимость компьютера полностью учтена в налоговом учете еще в 2005 году, а соответствующее отложенное налоговое обязательство списано при переходе на «упрощенку»). В связи с этим налицо постоянная разница в виде суммы амортизации, начисляемой в бухгалтерском учете и не учитываемой для целей налогообложения прибыли, приводящая к возникновению постоянного налогового обязательства.

На сумму постоянного налогового обязательства ежемесячно оформляется проводка:

Дебет 99   Кредит 68

— 40 руб. (167 руб. х 24%).

 

Как изменится порядок учета объекта основных средств, если предположить, что его стоимость для целей бухгалтерского и налогового учета превышает 10 000 руб., то есть для целей налогообложения прибыли имущество признается амортизируемым?

 

ПРИМЕР 2

Возьмем условия из предыдущего примера. Стоимость компьютера для целей бухгалтерского и налогового учета составляет 12 000 руб.

 

Поскольку стоимость компьютера и срок его полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, разниц, которые следовало бы учитывать по правилам ПБУ 18/02, не возникает.

В бухгалтерском учете принятие компьютера к учету и начисление амортизации по нему отражается записями:

Дебет 08   Кредит 75

— на сумму стоимости имущества, согласованной учредителями, — 12 000 руб.

Дебет 01   Кредит 08

— на сумму первоначальной стоимости объекта — 12 000 руб.

Дебет 26   Кредит 02

— 200 руб. (12 000 руб. : 60 мес.).

 

С 1 января 2006 года организация перешла на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».

Как мы уже говорили ранее, в бухгалтерском учете при переходе на УСН амортизация продолжает начисляться в общеустановленном порядке (по 200 руб. ежемесячно).

В налоговом учете в связи со сменой налогового режима начисление амортизации прекращается. Поскольку в качестве объекта обложения по УСН организацией выбраны «доходы», остаточная стоимость компьютера, сформированная на дату перехода на УСН по правилам гл.25 НК РФ и составляющая 11400 руб. (12 000 руб. – 200 руб. х 3 мес.), для целей применения УНС в составе расходов не учитывается.

При возврате на общий режим начисление амортизации в налоговом учете возобновляется. При этом, как отмечается в Письме Минфина России от 10.10.2006 № 03-11-02/217, остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН с объектом налогообложения «доходы», определяется на дату перехода на общий режим налогообложения в размере их остаточной стоимости на дату перехода на упрощенную систему налогообложения.