1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1204

Зеленая зона внешней торговли

Почти половину доходной части бюджета России наполняет таможенная служба
Зеленая зона внешней торговли

Квалифицированное администрирование с безусловным надежным контролем внешнеторговой деятельности и максимальным содействием внешней торговле — одна из основных задач развития таможенных органов России. 

 

Палки в нулях показателей

Уже не первый год Правительство РФ и Федеральная таможенная служба (ФТС) ставят перед таможенниками задачу всемерно содействовать расширению внешней торговли. Однако таможенное руководство по-прежнему первоочередное внимание уделяет своей фискальной миссии. В минувшем году таможенники в очередной раз перекрыли собственный рекорд 2005 г. (2,1 трлн руб.) и перечислили в федеральный бюджет 2 трлн 863,99 млрд руб. при задании, предусмотренном Законом о бюджете, — 2 трлн 136 млрд.

Однако планируемое вступление в ВТО и предстоящее в связи с этим присоединение РФ к ряду международных и европейских таможенных конвенций требуют от ФТС более тесного сотрудничества с партнерами (бизнесом и таможенными службами соседей), а для этого — внедрения множества технических и организационных новинок. В частности, предстоит на всех таможенных пропускных пунктах (ТПП) наладить транспарентное с европейским электронное декларирование.

Активная фискальная деятельность в принципе должна только содействовать этому. Например, можно модернизировать таможенную инфраструктуру за счет приличных процентов отчислений от сборов. Однако Минфин до последнего времени скаредно забирал все в казну, выделяя ФТС крохи на развитие. Таможенникам приходилось обходиться тем, что «подадут» зарубежные партнеры или местные бизнесмены.

 

Контроль — на уровень ЕС

Новое руководство ФТС, добившись долгожданного повышения в 3 раза зарплаты сотрудникам (до 26 тыс. руб.) и еще раз доказав начальству, что пределов для пополнения государственной казны нет, в нынешнем году намерено прикрыть слабые и неприглядные места таможенной службы.

Дело в том, что из более 200 таможенных органов только 161 достаточно технически оснащен, чтобы относительно полноценно освоить современные формы и методы работы, в частности применение электронного декларирования. До сих пор в стране есть ТПП, которые могут обмениваться информацией с центром только через курьерскую связь. 

Чтобы выйти на цивилизованный уровень работы отрасли, ФТС намерена, используя административный ресурс в основном своими силами, форсировать техническую реконструкцию подразделений в приграничных регионах. Таможенники собираются подключить все ТПП к таможенной компьютерной сети, оснастить их автоматизированными системами считывания регистрационных номеров, весовых и габаритных характеристик транспортных средств.

Освоение системы управления рисками (СУР) уже позволило на 6% снизить количество таможенных досмотров при ввозе товаров. Эффективность таможенных процедур возросла с 8 до 16%, в итоге за год доначислено около 8 млрд руб. таможенных платежей. Было возбуждено свыше 9 тыс. дел об административных правонарушениях и 158 уголовных дел. Начислено более 115,5 млн руб. штрафов.

Однако в СУР остается много неразберихи.

Таможенное начальство признает, что в некоторых региональных управлениях, таможнях и на таможенных постах до сих пор нет полного понимания организации контроля по новым принципам системы управления рисками, а некоторые посты продолжают просто работать по старинке. Поэтому кроме чисто технической работы ФТС предстоит основательно заняться переподготовкой персонала и самым сложным — изменением образа мысли чиновников.

 

Весь покрытый зеленью

ФТС продолжает показательную борьбу с уклонистами от таможенных платежей. Однако проблема недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости ввозимых товаров остается нерешенной.

Например, в Мурманске только по одной ГТД оформлено 194 тонны рыбных голов и хребтов, а лосося атлантического — всего     3 тонны.

Начальство ФТС, как всегда, сваливает все на технические и организационные проблемы: несовершенство аудита, низкий уровень оснащения таможенных органов современными информационно-техническими средствами и недоразвитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, особенно на приграничных таможенных постах и в пунктах пропуска. Однако очевидно, что все решают конкретные люди, которые еще полагают, что, вступив в славные ряды ФТС, они приобрели в личное пользование несколько метров государственной границы.

Чтобы как-то укротить злоупотребления, в балансовых отчетах теперь стали отражать не только взысканные, но и начисленные таможенные платежи. По мнению таможенных экспертов, действующая система стала «прозрачнее» и позволила наконец увидеть, сколько реально изъятых средств поступило в бюджет. Тянуть на сторону стали осторожнее. Кстати, именно этот ход позволил добиться новых фискальных рекордов.

 

Задачи ФТС по Концепции развития таможенных органов:

·        Обустройство и интегрированное управление на границе. 

·        Борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения.

·        Поэтапное сближение таможенного законодательства России и Евросоюза.

·        Внедрение новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования.

·        Изменение подходов к работе с кадрами, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.