1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1153

Осторожно! Ступеньки…

Реформа высшей школы не приведет к отказу от дополнительного бизнес-образования

Согласно законопроекту Министерства образования и науки РФ, одобренному Правительством, в стране предлагается ввести новую двухуровневую систему высшего профессионального образования.

 

Тотальная борьба с неграмотностью эпохи советских пятилеток сделала свое дело – россияне стали одной из самых высокообразованных наций мира. При этом, несмотря на грандиозные успехи, сегодня страна как никогда остро нуждается в квалифицированных специалистах, дефицит которых во многих стратегически важных отраслях приводит к снижению производительности труда и конкурентоспособности российской экономики в целом. Что это, горе от ума?

Увы, нет. Высокий интеллектуальный потенциал нашего народа так и останется в потенциале, если не дать ему возможность реализоваться в полезных знаниях и навыках трудовой деятельности. Ведь, по данным вузов, только чуть более половины их выпускников устраиваются на работу по специальности (см. «ЭЖ» № 03).

Высшее образование нуждается в серьезной реформе, отмечают специалисты, но любые преобразования должны служить цели повышения профессиональной компетентности выпускников вузов.

В соответствии с законопроектом, количество направлений обучения с итоговой аттестацией выпускников в качестве дипломированных специалистов предлагается сократить в несколько раз, а вместо них разработать новые программы бакалавриата и магистратуры. Причем число бюджетных мест в последней также заметно уменьшится. Благодаря всем этим мерам Минобрнауки планирует добиться существенной экономии средств на финансирование государственного образования.

Повысится ли при таком снижении издержек качество подготовки? По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сейчас работодатели априори относятся к бакалаврам как к специалистам с недостаточно высокой квалификацией. Эта ситуация вскоре изменится благодаря совершенствованию образовательных стандартов и программ.

Однако смогут ли вузы, даже с учетом перехода к более глубокому изучению специальных дисциплин в магистратуре, удовлетворить потребности рынка труда в нужном количестве кадров нужной квалификации и в нужный момент?

Время покажет, но многие вузы не способны быстро перейти на новую систему образования. Кроме того, даже если законопроект будет утвержден и вступит в силу с сентября этого года, как планируется в министерстве, первый выпуск дипломированных бакалавров следует ожидать не ранее 2010-го, а магистров — не ранее 2012 г.

Поэтому в ближайшей перспективе дополнительное бизнес-образование с целью повышения квалификации и уровня профессионализма останется не менее востребованным даже в случае успеха реформы высшей школы. У большинства выпускников вузов просто не остается другого выбора: либо трудоустраиваться еще во время учебы, с тем чтобы по окончании уже иметь хоть какой-то опыт работы, либо учиться дальше.

Обучение в бизнес-школах дает им возможность приобрести практические навыки и дополнительные знания в конкретной области деятельности, часто в рамках специальности по диплому, и помогает найти интересную и высокооплачиваемую работу. Кроме того, бизнес-школы предназначены для подготовки управленцев высшей квалификации, эффективных в любой стране мира.

Программы магистратуры планируется позиционировать не в качестве альтернативы бизнес-курсам, а как средство повышения эффективности высшего образования. И даже если они составят конкуренцию бизнес-школам, это пойдет лишь на пользу рынку образовательных услуг в целом, так как послужит стимулирующим фактором повышения их качества.

 

К сведению

Цель и задачи введения двухступенчатой системы высшего профессионального образования

 

Цель

Создать условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда (согласно Протоколу заседания коллегии Минобрнауки России от 01.02.2007 № ПК-1).

 

Задачи:

·       разработать и принять новые и модернизировать действующие образовательные стандарты и программы бакалавриата и магистратуры в соответствии с потребностями рынка труда;

·       расширить перечень направлений обучения по программам бакалавриата и магистратуры и возможности вузов по их реализации;

·       усилить дифференциацию программ подготовки бакалавров и магистров со специалитетом, с тем чтобы ввести дополнительные уровни специализации выпускников вузов;

·       повысить общий уровень качества обучения студентов через сотрудничество с европейскими вузами в рамках Болонского процесса.

 

 

 

Справка

В настоящее время в стране действует трехступенчатая система высшей школы: бакалавриат (4 года), специалитет (5 лет) и магистратура (6 лет). В зависимости от выбранной специальности студенты обучаются по пятилетней программе либо проходят подготовку в течение четырех лет, защищают степень бакалавра и затем при желании могут продолжить повышение квалификации в магистратуре.

 

Авторитетные мнения

 

СЕРГЕЙ ЩЕННИКОВ, РЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА ЛИНК:

— Если бизнес-образование — это система развития компетентности работающих менеджеров в области управления, то влияние изменений в академическом образовании будет весьма опосредованное.

Применяя расширенное определение бизнес-образования, включая в него получение первого высшего образования на факультетах менеджмента, —влияние будет примерно таким же, как и при обучении другим специальностям.

Возможность построения специализированных магистерских программ уровня второго высшего образования открывает перспективы диверсификации бизнес-образования. При этом имеется возможность привлечь многие идеи, связанные с классическими программами МВА. Поскольку современные МВА быстро реформируются и уходят от канонов «прошлого века», то не исключено, что магистерские программы займут освобождающуюся область.

 

НАТАЛЬЯ ЕВТИХИЕВА, ДИРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА ФА:

— Если новая система будет узаконена, то на бизнес-образование она никак не повлияет. Это совершенно разные виды образования. Бакалавриат и магистратура — это высшее образование, которое не предполагает наличия стажа работы, главным образом это теоретическое образование. Бакалавр — это еще не специалист.

Бизнес-образование пришло к нам с Запада, где такая система, как «бакалавр-магистр», существует давно, и никто никому не мешает. И в нашей образовательной практике были техникумы, которые готовили специалистов среднего уровня. Это не совсем теперешние бакалавры, но где-то рядом.

Двухуровневая система высшего образования интересна по нескольким аспектам:

·       это принятая в мире система, следовательно, она будет способствовать мобильности граждан;

·       в магистратуру могут быть приняты лишь способные студенты, то есть можно не учить всех, кого когда-то зачислили;

·       направление обучения по бакалавриату может не совпадать с направлением магистрата или специальностью, так что можно избежать ошибок молодости, неправильно выбранного вуза.

Хотя цель реформы — подготовка кадров с учетом требований современного рынка труда, магистратура будет готовить все же исследователей, а не практиков. И сейчас выпускники вузов приходят на предприятия, но им надо еще дорасти до среднего и высшего менеджмента. И магистр — это тот же студент. Только ему умышленно сузили специализацию.

Поэтому не стоит опасаться, что магистратура может превратиться в то, что сейчас называется бизнес-образованием, которое предназначено для практиков. Оно помогает им совершенствовать карьеру и получить практические знания.

 

ГРИГОРИЙ СПОДАХ, ПРОРЕКТОР ПО ЭКОНОМИКЕ И РАЗВИТИЮ МГИ ИМ. Е. Р. ДАШКОВОЙ:

— Введение новой двухуровневой системы высшего профессионального образования прежде всего даст студентам возможность выбора программ общей подготовки по более широкому перечню специальностей. В лице бакалавра работодатель получит образованного сотрудника с хорошей теоретической базой, но без узкоспециализированных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных должностных обязанностей.

Повысить квалификацию можно с помощью дополнительного бизнес-образования, а также поступив в магистратуру. Обучение в магистратуре целесообразно в том случае, если бакалавр желает овладеть своей специальностью во всех тонкостях либо заняться научной работой. При этом программы подготовки магистров не служат альтернативой бизнес-образованию, а создают научно-методическую основу формирования высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.

В процессе обучения магистров более чем полезным станет использование опыта подготовки специалистов в бизнес-школах, в частности активное привлечение к участию в образовательных программах представителей бизнеса.