От фантазий к реальности и обратно

на 1/3 вырастет потребление энергии в России к 2015 году, а может быть, и больше
| статьи | печать

На V Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» разгорелся жаркий диспут между властью, бизнесом и наукой по вопросам реализации Стратегии развития топливно-энергетического комплекса страны.

 

Декларация больших надежд

Участники форума — руководители ведущих министерств, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, специалисты, ученые, производственники и предприниматели —  подтвердили очевидную истину, что от развития ТЭК зависит реализация приоритетных нацпроектов и, по сути, будущее России.

Интеллектуальная энергетическая элита призвала сохранить главное достояние нашей энергетики — ее системность, развитие по единому комплексному плану, основанному на принципах рациональности и энергобезопасности, — и предложила различные варианты решения основных проблем ТЭК. Многие из них «ЭЖ» уже неоднократно рассматривала.

 

Надежность Единой энергетической системы России

Электроэнергетика в нынешнем состоянии не способна ни удовлетворять растущее внутреннее потребление, ни завоевывать ведущие позиции на внешнем рынке — таков неутешительный вывод форума.

На территории России сегодня действует около 700 энергоблоков установленной мощности 217 ГВт. Однако доля удовлетворенных заявок на подключение к сетям катастрофически снижается: 2004 г. — 32%, 2005 г. — 21, 2006 г. — 16%. Положение осложнено еще и тем, что больше половины электростанций нуждаются в капитальном ремонте, модернизации (120 ГВт), переходе на новые технологические рельсы.

Чтобы электроэнергетика не стала тормозом развития экономики, Стратегия развития ТЭК определила удвоение энергетической мощи страны к 2015 г. К этому сроку установленная мощность электростанций должна превысить 400 ГВт.

Инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» по преобразованию электроэнергетики столь амбициозна из-за беспрецедентных планов рекордного строительства новых энергоблоков и сетей, что ее уже окрестили ГОЭЛРО-2.

Но не все специалисты с энтузиазмом воспринимают революционные замыслы электрического менеджмента. Например, директор Департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях Минпромэнерго Вячеслав Кравченко ожидает, что из-за высокого спроса на энергоресурсы стоимость электроэнергии к 2020 г. вырастет в два раза.

Участники форума предлагают для управления отраслью после расформирования РАО «ЕЭС России» в 2008 г. создать специальное федеральное агентство, а при Администраторе торговой системы — двухпалатный Совет рынка электроэнергии.

 

Газовый фактор

Несмотря на гигантские запасы и мощное производство, нехватка газа стала фактором, ограничивающим пиковые потребности электроэнергетики и промышленный рост предприятий. На освоение новых месторождений Восточной Сибири и северного шельфа, по оценкам ОАО «Газпром», требуется около 4 трлн руб.

Чтобы увеличить надежность ресурсной базы и смягчить финансовую нагрузку, эксперты предлагают максимально использовать газ месторождений с падающей добычей, внедрять самые современные технологии добычи и переработки углеводородов. И здесь необходимы экономические рычаги государства.

«Дефицит провоцирует и стихийная распродажа газа по принципу: кому хочу, тому и даю, кто как договорится, тот так и получаит газ», — заявил советник по энергетике компании «Мечел» Георгий Кутовой. Однако распределять газ должно государство, и это следует ввести в цивилизованную нормативно-правовую базу как инструмент энергетической политики страны.

«Нефтянка» в поисках внутренних резервов

Актуальными остаются задачи повышения глубины переработки нефти и улучшения качества нефтепродуктов. Низкий спрос на качественное топливо не стимулирует развития нефтепереработки, а действия государства в области законодательства по охране окружающей среды и контроля над его применением пока недостаточны, чтобы радикально ускорить переход НПЗ на выпуск современных товаров.

Важнейшим условием конкурентоспособности, эффективности и устойчивого развития нефтяной отрасли участники форума считают рациональное и стабильное налоговое и таможенное законодательство, которые создают предпосылки и стимулы для повышения инвестиционной активности и инновационного развития отрасли.

 

Главный углеводород

Сегодня значимыми стали проблемы рационализации топливного баланса и диверсификации потребления органического топлива. Эксперты ожидают, что к 2030 г. наступит эпоха каменного угля. По данным РАО «ЕЭС России», 27 ТЭС уже сегодня могут заменить газ на уголь. Но КПД лучшего угольного блока России (Рехтинская ГРЭС) всего 37%, в то время как для Европы средний показатель — 45%.

Расширение использования угля (на 50 млн т) потребует строительства новых и модернизации старых шахт и энергоблоков, освоения технологии полной утилизации угля и защиты окружающей среды. И тут пятилеткой не обойтись. Кроме того, последняя трагедия на шахте в Кузбассе показала, что даже самым современным оборудованием должны управлять профессионалы. А на подготовку квалифицированных специалистов нужны годы.

 

Эффективное недропользование

По данным специалистов, при существующих темпах добычи и разведки возможен сценарий, при котором рентабельные запасы нефти в России уже в 2015 г. будут исчерпаны, а запасы газоконденсатных месторождений иссякнут к 2025 г. На восполнение запасов компании выделяют от силы 10% от необходимого финансирования. Неэффективная система управления недрами разоряет месторождения, оставляет без дела десятки тысяч скважин.

Для обеспечения эффективного недропользования, по мнению участников форума, надо установить справедливые уровни налоговой нагрузки в зависимости от качества сырья и месторождений, активнее разрабатывать правовые механизмы стимулирования интенсивной разведки и рациональной добычи углеводородов.

 

Бум и безопасность в атомной энергетике

Федеральная целевая программа поставила задачу ежегодно вводить как минимум 2 энергоблока АЭС, а к 2020 г. запланировала выход на 4 блока в год. Увеличение доли атомной генерации в энергобалансе страны направлено как на снижение зависимости темпов экономического роста от ограниченности углеводородных ресурсов, так и на более эффективное использование традиционных энергоносителей в других отраслях и на внешнем рынке.

Реализация в полном объеме программы развития атомной отрасли позволит создать в среднесрочной перспективе ситуацию «конкуренции генераций» и тем самым привести к естественному сдерживанию цен на электроэнергию за счет рыночных механизмов. Однако последнее слово сейчас за поставщиками машин и оборудования, строителями и учебным комплексом, которым предстоит огромная работа по обеспечению грандиозных планов подъема атомной энергетики.

 

Коммунальная энергетика и ЖКХ

Участники форума отметили, что для совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы коммунальной энергетики надо внедрять прогрессивную систему тарифов, которые будут не угнетать отрасль, а гибко согласовывать ее развитие с реалиями макроэкономической ситуации.

Нужны законы о выделении топливных ресурсов для маломощных станций (30—50—100 МВт) и беспрепятственного доступа к сетям малой энергетики, которая в ближайшие 10 лет может стать реальным выходом страны из состояния энергодефицита.

 

Энергомаш на пороге больших перемен

По данным МЭРТ, за последние 3 года доля инвестиций в машиностроение сократилась с 2,5% до 2,1. Не вдохновляют и производственные возможности отечественного энергомаша: на 2007 г. запланирована выручка от реализации изделий порядка 2,5 млрд долл., из которой на долю российского рынка придется не более 1,5 млрд, в то время как запрос инновационной программы РАО «ЕЭС» на 2007 г. — 7,5 млрд долл., а далее на 2009—2010 гг. — до 8 млрд долл. Значит, уже в этом году 5 млрд долл. предстоит отдать инофирмам на развитие их производств. Если дело так пойдет и дальше, страна станет технически зависимой, а это ни к чему хорошему не приведет.

Пример этого продемонстрировал руководитель одной генерирующей компании, которая установила на ГРЭС современную турбину иностранной фирмы. Все шло хорошо до планового ремонта, расценки на который оказались столь высокими, что перед руководством встала дилемма: чинить или покупать новую машину? Поэтому государство как главный акционер крупных энергетических компаний и основной заказчик оборудования должно четко определить принципы участия российских и иностранных поставщиков и инвесторов в отраслях, признанных стратегическими.

Итоговые документы форума — Декларация пленарного заседания и рекомендации «круглых столов» — предложены вниманию Администрации Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, профильных министерств и ведомств. Но есть опасение, что труд интеллектуальной энергетической элиты страны и грандиозные государственные планы могут споткнуться о 20 копеек, которых, как всегда, не хватит для осуществления мечты.