1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1602

Пособия «декретницам»: вопросы и ответы

Мы продолжаем отвечать на вопросы, возникающие у читателей в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (см. «Выплата больничных по новому Закону» в «ЭЖ» № 12 за 2007 год, стр. 9). Консультирует Лидия НОВИЦКАЯ, начальник отдела применения законодательства в сфере обязательного социального страхования Фонда социального страхования РФ.

 

В каком случае право на получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет имеют другие родственники?

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон) и подп. «ж» п. 35 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 (далее — Положение), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в случае если мать и отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно недееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов либо отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеют другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию.

 

 

Сотрудница во время отпуска по уходу за ребенком была уволена переводом на другое предприятие. Кто ей должен производить выплату пособия и как рассчитать среднюю заработную плату для его оплаты?

 

Поскольку женщина была уволена и принята на новое место работы, то в соответствии с п. 51 Положения основанием для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является решение работодателя о предоставлении отпуска. В связи с этим она должна обратиться к новому работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком.

В случае предоставления отпуска пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 870 определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности. В изложенной ситуации средний заработок определяется по нынешнему месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006
№ 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам...»).

Если на день наступления страхового случая (отпуска по уходу за ребенком) женщина не имела фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 года исчисляется исходя из тарифной ставки установленного ей разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.

 

 

Следует ли включать в расчет среднего заработка сумму полученного в расчетном периоде пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 года?

 

Средний заработок определяется исходя из фактически отработанных в расчетном периоде календарных дней и начисленной в этом периоде заработной платы. Основные понятия и определения зарплаты установлены ст. 129 ТК РФ, в числе которых выплата пособий за счет средств обязательного социального страхования не предусмотрена. В связи с этим при определении среднего заработка из расчетного периода исключаются как периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, так и начисленные за эти периоды суммы.

 

 

Включаются ли в страховой стаж время больничного листа по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также служба в армии, в органах внутренних дел?

 

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона и п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (зарегистрированы в Минюсте РФ 14.03.2007 за № 9103), в страховой стаж включаются:

·       периоды работы по трудовому договору;

·       периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

·       периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет за работниками сохраняется место работы, действие трудового договора не прекращается. В связи с этим при определении продолжительности страхового стажа вышеназванные периоды учитываются.

Что касается периодов прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, то они при определении страхового стажа не учитываются. При этом следует иметь в виду, что Законом на переходный период предусмотрено сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа.

На основании ч. 2 ст. 17 Закона, в случае если продолжительность страхового стажа окажется меньше непрерывного трудового стажа, применяемого при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с действующими ранее нормативными актами, за продолжительность страхового стажа должен приниматься непрерывный трудовой стаж застрахованного лица, установленный на 1 января 2007 г.

Эта норма распространяется на граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, у которых в соответствии со ст. 10, 23 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.92 № 4202-1, данные периоды учитывались при определении непрерывного трудового стажа.

Таким образом, если у бывшего военнослужащего или проходящего службу в органах внутренних дел по состоянию на 1 января 2007 г. непрерывный трудовой стаж составлял 9 лет (7лет службы и 2 года работы по трудовому договору), то в случае заболевания после 1 января 2007 г. за ними сохраняется право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка.

Если в силу каких-либо обстоятельств непрерывный трудовой стаж, исчисленный с учетом периода прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел (нарушен период сохранения непрерывного трудового стажа при увольнении по собственному желанию и т.д.), по состоянию на 1 января 2007 г. был прерван, размер пособия будет определяться исходя из фактического страхового стажа, то есть 2 лет, и в размере 60% заработка.

 

 

Следует ли при определении размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 года брать в расчет 12 месяцев с момента начала больничного листа по беременности и родам или со дня его окончания?

 

В соответствии с п. 44 Положения средний заработок определяется по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

 

 

Где можно взять справку о том, что при решении вопроса о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 года отцу оно не назначено, в случае если брак с ним не зарегистрирован, но в свидетельстве о рождении ребенок записан на его фамилию, а место нахождения отца не известно?

 

В этой ситуации лицо, обратившееся за пособием, указывает в заявлении о назначении пособия причину непредставления необходимого документа и в соответствии со ст. 19 Закона и п. 58 Положения предупреждается об ответственности за представление документов с заведомо неверными сведениями, с сокрытием данных, влияющих на право получения пособия или на определение его размера.