Сквозь огонь и воду

| статьи | печать

Добравшись из дальних краев до Москвы, он пал на колени перед победителем Мамая Димитрием Донским с просьбой поставить в Пермской земле епископа. «Не видим там лучшего епископа, чем ты, — отвечал ему князь, — ты любовью и словом приобретаешь более земель, чем иные оружием!»

 

Он родился в Великом Устюге в семье причетника и с детства отличался необыкновенной тягой к церковной премудрости. Приняв иночество в одной из ростовских обителей, Стефан сразу же окунулся в изучение богатой книгами монастырской библиотеки. Среди многих ученых занятий он нашел время и для составления азбуки на языке пермяков-зырян, живущих в его родных краях.

А потом последовало еще 10 лет неустанных трудов! Работа над языком не знакомого с христианством народа! И кажущиеся многим бесцельными переводы Св. Писания на этот язык. Но у Стефана была великая цель. Осенью 1379 года он обратился к епископу: «Благослови, Владыко, идти в страну языческую. Хочу учить вере пермских людей».

Прибыв в Пермскую землю, Стефан стал уговаривать местных жителей креститься. «Велик Бог христианский! Он есть Истина и Любовь», — проповедовал он на родном наречии зырян, но те лишь озирались пугливо. Они привыкли видеть в русских только смелых воителей, а этот чужак учил их... Любви. «Мы молимся нашим богам, — сердились на Стефана старейшины, — а ты зовешь их истуканами! Мы верим в силу волхвов, золотой бабы, воды и огня — не можешь ты одолеть их словом...»

Решив извести упрямого русского, жрецы подожгли в одну из ночей его дом. Они верили в силу огня, но и на следующее утро Стефан как ни в чем не бывало проповедовал на их капище... В другой раз, науськанная волхвами, пришла к дому Стефана целая толпа, чтобы убить его. Не испугавшись, он лишь поднял к небу свой посох и улыбнулся. Что-то было такое в этой улыбке, в вознесенной к небу руке, что вселило в язычников страх и почтение: «Видно, в посохе у него волшебная сила! Велик, видно, Бог христианский. Уйдем лучше, оставим его в покое».

С этого дня Стефан уже беспрепятственно проповедовал на Пермской земле. Рубил часовни, ставил кресты... В Усть-Выме, главном зырянском селении, задержался подольше — поставил церковь, украсив ее «яко невесту». И дивились зыряне «доброте зданья церковного». Держащиеся же за идолов вновь вышли на святителя с топорами. Но, как и прежде, встретил пришедших Стефан улыбкой и, обратившись к небу, просил Господа ниспослать на них просветление. И вновь не решились язычники напасть на него… Пришлось их верховному вождю Паме вызывать Стефана на главное  испытание — «прохождение сквозь огонь и воду».

«Я стихиями повелевать не обучен, но велик Бог христианский! Пойдем!» — отвечал ему монах со смирением. И, подняв одной рукой посох, другой крепко ухватив жреца, он направился с ним к костру. Но в ужасе отскочил Пама от святителя в сторону. «Ты боишься своего кумира — огня? — усмехнулся Стефан. — Что ж, пойдем тогда в воду». И двинулся к озеру. Жрец и на сей раз стыдливо отвел глаза. Вознегодовавшие пермяки захотели растерзать Паму. Но святитель остановил их: «Я пришел не губить людей, но привести их к Свету Христову». И многие крестились тут от него...

За 13 лет епископского правления Стефан воздвиг на Пермской земле множество монастырей и храмов. Для искренне полюбивших его пермяков он стал не только духовным отцом, но и настоящим правителем. Он дал им законы, учредил среди них суд, устроил школы. Многих из своих воспитанников Стефан посылал учиться в Москву, многих поставлял в священнослужители. И вскоре в Пермской земле появились свои учителя и священники…

Особая духовная связь была у Стефана с Сергием Радонежским. Был случай, когда они обменялись приветствиями, находясь на значительном отдалении друг от друга. «Мир тебе, духовный брат!» — обратился Стефан к Сергию. В это же самое время преподобный Сергий встал и, поклонившись в ту сторону, где находился святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова!»

Стефан и в преклонные годы все не находил себе покоя. Много молился, часто ездил в Москву, чтобы просить о зырянах… В одну из таких поездок он тихо скончался.

Святителю, отче Стефане, моли Бога о нас!