1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1040

Роста всем потребительской уверенности!

в 8 раз превысило значение индекса потребительской уверенности россиян в I квартале этого года показатель семилетней давности за этот же период

Как прожить, скажем, без бутерброда? Нет, это никак невозможно. И много еще есть продуктов и товаров, без которых ноги протянешь. Другое дело, к примеру, автомобиль или даже стиральная машина. Проехаться ведь можно и на общественном транспорте, а белье простирнуть на худой конец и тазик сгодится. Короче, крупные покупки — статья особая. Тут одного желания мало, требуется еще основательная уверенность в собственных возможностях. Так вот, все увереннее чувствуют себя россияне при мысли прикупить что-нибудь крупное.

Вообще-то Росстат сомнительными категориями не пользуется, твердо стоит на сухих выверенных цифрах. Но с 1998 г. он начал отбирать хлеб у социологов, которые, известно, препарируют субъективные мнения граждан. Только это он не по злобе — так принято в просвещенных странах при выяснении потребительского поведения населения. В общем, уже который год Росстат регуляр-но нас опрашивает и по методике Европейской комиссии выводит так называемый индекс нашей потребительской уверенности.

Стоит пояснить, что в основании расчетов лежат 15 частных индексов, а последний — обобщающий — рассчитывается как среднее значение пяти следующих индексов: случившихся и ожидаемых изменений личного материального положения, тех же изменений, но уже в отношении общей экономической ситуации в стране и, наконец, благоприятности условий для серьезных покупок.

Теперь можно перейти и к результатам. Думается, многие могли их «угадать» заранее, не зря же Росстат регулярно оповещает о динамике роста торговли, подтверждающей, что в России уже не первый год наблюдается потребительский бум. И пусть никого не смущает, что индекс потребительской уверенности в первом квартале вышел отрицательным (-3%). За последние 7 лет это все равно самый лучший показатель. Посмотрите на график 1: в первом квартале 2000 г. этот индекс вообще составил -25%, то есть на сегодня имеем более чем восьмикратное улучшение. Да и общая картина показывает, что при всех поквартальных снижениях и подъемах общий, как говорится, тренд из года в год однозначно повышается.

Но то, что индекс все же отрицательный, конечно, нехорошо. Значит, в совокупных потребительских ожиданиях россиян все еще преобладают сумрачные настроения, многие по-прежнему «не уверены» в широте своих покупательских возможностей. Рассмотрим ситуацию подробнее — что там с пятью индексами, на основе которых выводится обобщающий.

Ясно, что крупные покупки — удовольствие дорогое. Поэтому здесь самое главное, что у граждан, скажем так, в совокупном кошельке. А индекс произошедших изменений в личном материальном положении похуже обобщающего показателя (-5%). Правда, это на 4% лучше, чем год назад, а в этот же период 2000-го он вообще «лежал» в районе -24%. Значит, реальный рост зарплат и доходов граждан действительно имеет место и становится все заметнее.

Кстати, индекс ожидаемых изменений личного достатка смотрится бодрее (-2%), и главное — хорошо бы власть не обманула ожиданий своих «потребителей».

Однако в наибольшей мере повлияли на окончательный квартальный результат не эти показатели, а индекс благоприятности условий для крупных покупок (-18%). Сильно расстраиваться по этому поводу тоже не стоит — по темпам роста это самый «шустрый» показатель (сравните: почти -60% в начале 2000 г.).

И нужно отметить, он резво нагоняет индекс текущего личного материального положения. Выходит, народ наш все увереннее ощущает себя среди габаритных товаров. Это хорошо. Главное, в таком увлекательном процессе голову не потерять, тем более если покупаешь на потребительские кредиты.

Но особенно радует оценка экономической ситуации в стране (график 3). Произошедшие изменения в экономике мы оценили индексом +6%, заглядываем в краткосрочную ее перспективу с оптимизмом на 1% большим. И это здорово, состояние экономики — это же базис для потребительской уверенности.

Так пусть же он растет! А мы уж, будьте уверены, такую потребительскую уверенность покажем!

Да, вот еще что. Надо бы в структуре личного потребления не забывать про что-нибудь существенное и по духовной части. Вокруг еще столько «неуверенных» в своем благосостоянии потребителей…