1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 980

Где Русская Правда отрыта

Хорошо бы всегда о хорошем. Да жизнь, сами знаете, какая — без бед и трагедий не обходится. То в шахте рванет, то самолет рухнет или еще что случится… Всем миром сочувствуем пострадавшим, родственникам погибших. Конечно, власти не обходят их компенсациями. В горе — утешение они малое, но каждый раз эти выплаты своей малостью еще и обнажают щемящий вопрос о цене жизни нашего гражданина. Начинаются сравнения с западной практикой, где суммы в таких случаях достигают сотен тысяч и миллионов долларов, и выходит, что жизнь россиянина — копейка. А сколько она должна стоить-то, наша жизнь?

Возможно, кому-то это покажется циничным, но в мировой практике человеческая жизнь действительно имеет экономический эквивалент стоимости. Те самые большие выплаты в западных странах с потолка, как говорится, не берутся. К эквивалентной оценке есть несколько достаточно обоснованных подходов.

Один из них, к примеру, опирается на самооценку граждан, выявляемую с помощью соцопросов на тему справедливого размера компенсации семьям погибших в катастрофах. Недавно такое исследование провел Росгосстрах, охватив опросом более 20,5 тыс. респондентов в 39 крупных (с населением более 500 тыс. человек) российских городах.

Как и следовало ожидать, подавляющее большинство граждан — почти 89% — нынешний уровень компенсаций считают недостаточным. А вот суммы выплат, которые названы респондентами справедливыми, однозначно воспринять сложно. Так, в среднем вышло 2,9 млн руб. Это как — много или мало? Попробуем оценить эти «мильоны» с разных сторон.

Скажем, сегодня страховая ответственность наших авиакомпаний перед пассажирами выражается минимальной суммой 100 тыс. руб. В случае катастроф и терактов как минимум такие же деньги за погибших выплачивает государство. Выходит, граждане считают справедливыми суммы в среднем в 29 раз больше, и с этой точки зрения 2,9 млн копеечными не назовешь. Даже к уровню ответственности автоперевозчиков (до 240 тыс. руб.) такая сумма смотрится более чем солидно. Но сравним, как она выглядит на фоне западных компенсаций.

В исследовании приводятся такие данные: в экономически развитых странах оценка стоимости жизни человека колеблется в пределах от 1 до 9 млн долл., а реальные выплаты составляют от 0,5 до 100 млн. На последнюю цифру, думается, засматриваться не стоит — компенсации такого размера в мире по пальцам пересчитать можно. Но согласимся, что и 500 тыс. долл. — сумма вполне впечатляющая. Наши желанные виртуальные 2,9 млн руб. по примерному нынешнему курсу составляют порядка 111,5 тыс. долл. — меньше в 4,5 раза.

И все-таки любопытно, каким должен быть размер компенсации в России по зарубежным методикам расчета.

По двум из них в методологической части исследования данные имеются. Но прежде чем называть цифры, стоит, пожалуй, пояснить, на базе чего они выводятся, иначе опять встанет вопрос, откуда получается такая разница.

Итак, по первой из методик экономический эквивалент стоимости жизни среднестатистического человека принимается в 6 раз большим дисконтированного дохода, который погибший мог бы заработать до конца жизни. За доход при расчетах взяли среднюю годовую зарплату в тех или иных странах, а на «остаток жизни» отвели 20 лет. В результате жизнь, к примеру, португальца «стоит» около 1,1 млн долл., американца — 2,63 млн, ну а россиянину достались 195,2 тыс. долл. Как говорится, почувствуйте разницу. А, собственно, чего ожидать, если в основе расчета лежит средняя зарплата, тем более за 2005 год.

По второй методе расчет эквивалента жизни делается с помощью среднедушевого располагаемого денежного дохода и так называемого коэффициента смертности по любой из причин. И суммы здесь получаются соответственно следующие: 0,98 млн долл. в Португалии, 3,19 млн в Штатах и 118 тыс. долл. россиянина. Как видим, голова российского гражданина в этом случае «стоит» еще меньше, и заметно. Правда, любопытно, что наша средняя интуитивная оценка (111,5 тыс. долл.) уже не так сильно отстает от расчетной. Хотя все равно продешевили…

Впрочем, что толку губы раскатывать, если компенсации реально куда как меньше любой из этих виртуальных сумм. Нет, когда происходят большие трагедии, средства находятся нередко много большие, чем 100 тыс. руб. на человека. В других случаях достойно компенсировать, выходит, не резон. Но кое-что все же начинает меняться. Вот после недавних резонансных авиакатастроф Минтранс разработал законопроект, в котором ответственность авиакомпаний увеличивается до 2 млн руб. Интересно, однако, откуда взялась именно такая сумма — до экономического эквивалента по названным выше методикам расчета она явно не дотягивает.

Возможно, здесь стоит обратить внимание на одну из сносок исследования, где сказано, что в XII веке по Русской Правде, тогдашнему своду законов, за одного убиенного возмещение составляло от 5 до 80 гривен серебра в зависимости от социального статуса человека. Через любопытные перерасчеты авторы делают вывод, что те 5 гривен как раз эквивалентны сегодняшним 2 млн руб. Да, жизнь смерда в XII веке ценилась довольно высоко, причем самолеты тогда еще не летали.

Вот еще что. Относительно самооценки как одного из методов определения справедливого уровня компенсаций. Почти 80% из опрошенных россиян готовы удовлетвориться выплатами и меньше тех средних 3 млн руб. Золотой мы народ...