1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 846

Акцизы: уточнения и перспективы

Новации

Глава 22 Налогового кодекса РФ удостоилась персонального внимания законодателя: исключительно ей посвящен недавно принятый закон. Давайте обсудим внесенные в эту главу изменения.

Нормы правовых актов, проходя обкатку на практике, выявляют различные проблемы их применения. Чтобы устранить эти проблемы, законодатель вынужден вносить в принятые документы поправки. Часть положений Закона от 16.05.2007 № 75-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), направлены именно на решение таких проблем (текст Закона читайте в «ЭЖ Досье» №20 на стр. Д3). В то же время новая редакция ст. 193 НК РФ устанавливает ставки акцизов, которые будут действовать с 1 января 2008 г.

Начнем с первой категории поправок.

Пункт 5 ст. 179.2 НК РФ содержит перечень случаев приостановления налоговыми органами действия свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом. С учетом внесенного дополнения, выделенного нами, из абз. 18 этого пункта теперь будет следовать, что свидетельство приостанавливается в случае производства иной спиртосодержащей продукции, за исключением денатурированной спиртосодержащей продукции, организацией, имеющей свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) свидетельство на производство продукции бытовой химии в такой же упаковке.

СПРАВКА

Согласно п. 6 ст. 2 Закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» денатурированная спиртосодержащая продукция — это спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной данным Законом.

Претерпела изменения ст. 181 НК РФ, перечисляющая подакцизные товары. Из абз. 5 подп. 2 п. 1 данной статьи исключены слова «прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти». Поэтому одним из подакцизных товаров будет являться парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) такая же продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, уже вне зависимости от того, прошла ли она указанную регистрацию. Намерение законодателя очевидно. Он не желает связывать налоговые и иные правоотношения, поскольку такая связь позволяла уводить от обложения акцизами незарегистрированную продукцию.

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать Положение о проведении государственной регистрации спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), утвержденное Приказом Минздрава РФ от 16.09.99 №344. Пункт 8 этого Приказа предписывает осуществлять строгий контроль за производством и реализацией данной продукции и запрет продажи изделий, не прошедших государственную регистрацию, разлитых в тару, предназначенную для пищевых продуктов и алкогольных напитков.

Следует отметить, что действие данного абзаца в новой редакции будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Значительные изменения внесены в ст. 187.1 НК РФ, устанавливающую порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

Первое предложение п. 2 этой статьи будет действовать в редакции: «Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачки) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями».

В данном случае законодатель включил в норму два вида хозяйствующих субъектов (сфера деятельности которых выделена нами), стремясь, видимо, распространить норму на все возможные виды деятельности, внутри которых может осуществляться реализация потребителям табачных изделий.

А вот новая редакция п. 3 ст. 187.1 НК РФ: «Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление о максимальных розничных ценах (далее — уведомление) по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Форма уведомления устанавливается Минфином РФ». Слово «наноситься» заменяет слово «применяться». Речь идет об указании на табачных изделиях максимальных розничных цен.

Следует отметить, что налоговые органы и до принятия Закона считали, что в данном пункте речь идет именно о нанесении максимальных розничных цен. Приведем разъяснения, касающиеся порядка применения п.3 ст. 187.1 НК РФ.

СПРАВКА

Из Письма Минфина РФ от 31.01.2007 № 03-07-06/6, в частности, следует, что в отношении марок сигарет (папирос), производимых исключительно по государственному заказу и не предназначенных для розничной реализации, нормами НК РФ исключений не предусмотрено. В этом случае для целей исчисления и уплаты акцизов в уведомлении следует указывать максимальные розничные цены применительно к аналогичным маркам сигарет (папирос), реализуемых в розницу на территории РФ. При этом такие цены должны быть нанесены на каждую пачку сигарет, в том числе производимых Минобороны России.

Статья 187.1 НК РФ также дополнена п. 7, который предусматривает особенности определения расчетной стоимости при декларировании налогоплательщиком табачных изделий одной марки (одного наименования), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с разными максимальными розничными ценами, указанными на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий. Согласно данному пункту в этом случае расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки, и количества ввозимых единиц таких упаковок, на которых указаны соответствующие максимальные розничные цены.

А вот изменения, направленные на перспективу.

С 1 января 2008 г. будет действовать новая редакция п. 1 ст. 193 НК РФ, устанавливающего ставки акцизов. (Сравнительную редакцию ст.192 см. на сайте еженедельника www.eg-online.ru.) При этом на 2008, 2009 и 2010 годы налоговые ставки на отдельные товары будут различными, повышающимися с каждым годом, что, конечно, будет способствовать наполнению казны, но негативно отразится на кармане потребителя. То, что законодатель охватил своим вниманием именно этот период, связано, видимо, с намеченным введением трехлетнего бюджета, для расчета которого и необходимы эти ставки.

Так, например, повышаются акцизы на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90л.с.) и до 112,5 кВт (150л.с.) включительно. Ставки на эти товары составят по трем указанным годам соответственно 19 руб. 26 коп., 21 руб. 00 коп. и 22 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.). А акцизы по автомобилям легковым с более мощными двигателями составят по тем же годам соответственно 194 руб. 00 коп., 207 руб. 00 коп. и 220 руб. 00 коп. за ту же расчетную единицу.

Увеличатся ставки на сигариллы, сигареты с фильтром и без фильтра, а также на папиросы. Не вырастут акцизы на остальные табачные изделия.

Следует обратить внимание на изменение с 2008 года видов подакцизных алкогольных товаров. Так, с названного года эти товары будут подразделяться на:

· алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащую продукцию;

· алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вышеуказанных вин и напитков);

· вина натуральные (за исключением шампанских, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта;

· вина шампанские, игристые, газированные, шипучие.

При этом в течение трех указанных лет акцизы на эти товары повышаются.

Сохранят нулевую ставку:

· спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

· спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозльной упаковке;

· пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно;

· автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.).

Останутся на прежнем уровне ставки на все виды топлива и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, что не может не радовать транспортные организации и автолюбителей.

Согласно ст. 2 Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам, за исключением п. 4 ст. 1, которым установлены ставки на 2008, 2009 и 2010 годы. Этот пункт вступает в силу с 1 января 2008 г. Документ был опубликован в «Российской газете» 19 мая 2007 г.

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии со ст. 192 НК РФ налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц, Закон вступает в силу 1 июля 2007 г. Напоминаем, что действие новой редакции абзаца подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, содержание которого мы обсудили, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.