Президент зря пожалел «голубых»…

Денежные интервенции государства имеют смысл только при сильнейшем падении фондового рынка
| статьи | печать

Нестабильная ситуация на отечественном фондовом рынке всерьез взволновала Президента, который предложил поддержать падающие котировки российских компаний за счет средств Стабилизационного фонда. Если подобные инвестиции все же будут, отечественный рынок ценных бумаг может ожидать полный коллапс.

 

Котировки, на старт?

На совещании с членами Правительства В. Путин поинтересовался, почему средства Стабфонда в иностранные ценные бумаги инвестируются, а в российские акции не вкладываются совсем. В этой связи он попросил Кабинет министров подумать о возможности инвестирования части государственных доходов, полученных от дорогой нефти, в российский фондовый рынок, особенно в нефтяные «голубые фишки».

«В первом полугодии текущего года наблюдалась стагнация на фондовом рынке страны на фоне роста мировых цен на энергоносители», — заявил Президент, особо указав на то, что данное состояние рынка не является естественным.

Министр финансов Алексей Кудрин пояснил, что Правительство средства от продажи энергоносителей держит в резерве. По его словам, если их инвестировать во внутренний рынок — последствия для экономики могут быть губительными:

·       дополнительные средства на рынке усилят инфляцию в стране даже при условии, что монетарные власти искусственно сдерживают интервенции на внутреннем рынке;

·       массированные государственные вливания в плохо развитый российский рынок усилят спекуляцию.

Кстати, уже на следующий день, выступая на конференции «Российский долговой рынок», А. Кудрин заверил экспертов рынка, что государство не будет вкладывать собственные средства в ценные бумаги для поддержки котировок.

Он согласился с В. Путиным, что российский рынок с начала года практически не вырос. Однако в течение прошедших четырех с небольшим месяцев наблюдался и рост и падение рынка. С начала года стоимость акций РАО «ЕЭС России» и МТС выросла более чем на 20%. В то же время курсовая стоимость акций трех ведущих нефтяных компаний упала на 17% по сравнению с началом года.

При этом стоимость барреля нефти Urals с начала 2007 г. выросла более чем на 15%.

Вот это расхождение и показалось Президенту страны не очень естественным.

 

«Несинхрон» — это нормально!

Попробуем разобраться с этой проблемой. Действительно, львиная доля в капитализации отечественного рынка пока принадлежит нефтегазовым бумагам. Более того, с начала 2000 г. рынок российских акций был более-менее коррелирован с динамикой мировых цен на нефть. Но уже в прошлом году можно отметить серьезный «несинхрон» котировок российских нефтяных бумаг и мировых цен на «черное золото».

Тогда сложившаяся ситуация не вызывала никаких нареканий ни у профессионалов рынка, ни у Правительства. Так, во втором полугодии 2006 г. цены на нефть снижались более чем на 20%, а рынок все равно рос. Шли разговоры о «новом тренде в российской экономике» и о том, что страна постепенно слезает с нефтяной «иглы», поэтому необходимо более активно инвестировать в реальный сектор экономики.

«Сегодня российский фондовый рынок переживает не самые лучшие времена» — фраза, уже ставшая расхожей в последних материалах нашей рубрики о российских ценных бумагах. Ситуация действительно сложная, хотя то, что сегодня происходит на рынке, — вполне обычное явление. Правда, коррекция вниз, переходящая в вялотекущий боковик, несколько затянулась, но дальнейшего провала рынка в 2007 г. не будет.

Кстати, именно об этом говорили многие участники состоявшегося недавно в Санкт-Петербурге Российского конгресса рынка акций. Так, по мнению старшего советника Центра развития фондового рынка Юрия Данилова, сегодня российские акции торгуются по вполне справедливым ценам. О «пузырях» на рынке уже никто всерьез не говорит, поскольку есть целые отрасли, которые серьезно недооценены.

 

Антибиотики для здорового…

Теперь разберемся с интервенцией. Справедливости ради скажем, что методы поддержки государством падающего рынка достаточно активно применяются во всем мире. Монетарные власти наших соседей по группе BRIC довольно активно используют эту практику, но такая поддержка имеет смысл именно при сильном падении, равном краху рынка, а не при коррекции, пусть даже и продолжительной.

В других случаях государственную «помощь» можно сравнить с ситуацией, когда человека с легким недомоганием накачивают сильнейшими антибиотиками. Ведь подобная поддержка сродни сильнодействующему наркотику — постоянно подкармливать рынок невозможно, а подсев на «дозу» госинвестиций, рынок будет требовать все новые и новые средства, отсутствие которых может означать серьезную ломку, а может — и нечто худшее…

В нашем случае даже разговоры о возможном вливании денег в отечественную «нефтянку» могут спровоцировать, к примеру, серьезный отток средств нерезидентов, позиции которых на нашем фондовом рынке достаточно сильны.

Такой и была реакция российского рынка акций на информацию о новых инициативах Президента. На фоне роста всех основных мировых индексов и повышения котировок марки Brent до исторического максимума 70 долл. за баррель индекс РТС открылся в минусовой зоне. Причем проседание могло быть более драматичным, если бы министр финансов своими объяснениями достаточно оперативно не дезавуировал заявления Президента.