1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3256

Финансовые рычаги управления

Аналитическая информация позволяет понять движение ресурсов и направить их в нужное русло

Чтобы понять причину ухудшения финансовых результатов предприятия, к примеру, машиностроительной отрасли, которое в течение 2006 года работало с убытками, нужно проанализировать источники средств и направление их использования в динамике, а также раскрыть механизм движения финансовых средств.

Обратимся к аналитическому балансу предприятия, по которому можно отследить динамику инвестирования средств в текущую деятельность и структуру источников ее финансирования в течение трех кварталов 2006 г. (см. табл. 1).


Ситуационный анализ с финансовой точки зрения показывает, что доля средств, замороженных в производственной сфере, выросла с 75 до 79%, а в сфере обращения — уменьшилась с 25 до 21%. Рост произошел в основном за счет увеличения доли средств, инвестированных в запасы сырья и материалов на складе, с 35 до 37%.

А в работе на рынках с потребителями продукции есть проблемы: доля дебиторской задолженности снизилась с 16 до 11%. Значит, в большей мере на его финансовое положение влияют проблемы в снабжении и сбыте.

Следствие такого положения дел — предприятие не зарабатывает собственных оборотных средств: доля текущих пассивов (33—39%) превышает долю текущих активов (30—32%) в балансе. Поэтому текущая деятельность финансируется краткосрочными заемными средствами.

Сложившаяся структура заемных средств для организации неблагоприятна, поскольку выросла доля краткосрочных кредитов (с 25 до 33%) при снижении доли кредиторской задолженности (с 41 до 38%), что способствует их большему оттоку и постоянной потребности в дополнительных кредитных ресурсах.


 

Оборачиваемость средств

Конечно, в краткосрочном периоде можно работать и без собственных оборотных средств, только с заемными, но при условии их быстрой оборачиваемости. Посмотрим, как с этим обстоят дела у предприятия (см. табл. 2).


Ситуационный анализ показывает, что период оборота материалов на складе и всего затратного цикла1 слишком длинный. Не согласованный по времени процесс изготовления продукции и необеспеченность его необходимым сырьем и материалами ведут к излишним промежуточным запасам полуфабрикатов и замедлению производственного цикла. Иными словами, неоптимальная технологическая цепочка создания стоимости способствует замедлению притоков денежных средств из оборота и ускорению их оттоков. В этом проявляется неэффективность работы предприятия.

Медленное высвобождение средств из текущей деятельности привело к замедлению платежей по счетам. Средний кредитный цикл2 в течение трех кварталов замедлился со 142 до 158 дней.

За приведенными данными можно увидеть, как постепенно складываются негативные тенденции, вызывающие структурные диспропорции. Бесконтрольное инвестирование средств в запасы, незавершенное производство и готовую продукцию на складе приводит к замораживанию собственных средств в большей мере в сфере производства, чем обращения. Формирующиеся неправильные пропорции в распределении ресурсов приводят к оттоку средств, препятствуют их генерированию, так как организация тратит денег больше, чем зарабатывает.

Со временем нарушается баланс движения денежных средств (финансовых потоков), а механизм контроля его поддержания и восстановления при таких отклонениях не налажен. Ухудшение финансового положения предприятия и проблемы с платежеспособностью наступают в результате несогласованного принятия решений в сбыте, снабжении и производстве, а их последствия не оценивают с точки зрения финансовых результатов организации.


Изменение ситуации

Существует два способа пополнения недостатка денежных средств для текущей деятельности. Первый способ состоит в генерировании денежных средств из текущей деятельности путем ускорения их оборачиваемости. Второй — в привлечении внешних источников (кредитных ресурсов).

На практике обычно используют второй способ. Дефицит денежных средств «корректируют» кредитными ресурсами. Однако желаемого результата часто не достигают, потому что выбранный подход к решению финансовых проблем оставляет без внимания сложившийся механизм оттока денежных средств.


 

Механизм управления денежными потоками

Одно из эффективных направлений выхода из кризисной ситуации и порочного круга безденежья нашего предприятия — изменение порядка работы в службах сбыта и снабжения и способа их взаимодействия (установить регламент). Начать необходимо с налаживания системы управления денежными средствами и потоками в отделе сбыта.

В службе снабжения следует наладить управление запасами (закупками), используя в качестве главного инструмента управления нормативные запасы основных видов сырья и материалов в днях и установить контроль их использования. В перспективе же целесообразно создать на этой основе систему сквозного планирования.

В службе сбыта должен быть налажен механизм жесточайшего систематического контроля объемов продаж и ежедневного прихода денежных средств.

Представленная в виде аналитической таблицы (см. табл. 3) информация позволит структурировать денежные потоки по клиентам и регионам, а также во времени.

Она упорядочит реальную картину, сделает ее доступной для восприятия. Позволит измерить результаты работы службы, увидеть изменения на рынках, в клиентской базе, объемах продаж. Понять, почему план по приходу денежных средств выполнен или не выполнен. Все это нужно для того, чтобы на следующий месяц наметить конкретные мероприятия (по контрагентам) для достижения поставленных целей.

Для службы снабжения целесообразно составить еженедельный (а возможно, и ежедневный) план платежей (см. табл. 4).   

Работа с ее информацией поможет отслеживать ежемесячную потребность службы снабжения в денежных средствах для расчета с поставщиками, в том числе за кредиторскую задолженность.

Следующий шаг состоит в налаживании взаимодействия между службами, в котором скрывается большой резерв (рычаг) повышения эффективности и результативности работы предприятия на базе проведения регулярных (а при необходимости — ежедневных) рабочих совещаний с участием руководителей основных служб предприятия. Предмет обсуждения — ежедневный приход денежных средств, бюджетные ограничения и жесткий контроль расходования заработанных средств на жизненно важные статьи расходов: сырье и материалы, энергетику, заработную плату, налоги, погашение кредита. Отдельно составляется график погашения кредиторской и прихода дебиторской задолженности.

Цель такого обсуждения — налаживание механизма принятия и реализации решений по управлению денежными и материальными ресурсами и потоками на базе систематического обсуждения аналитической информации, отслеживания последствий тех или иных решений и действий на финансовые результаты работы всего предприятия. Аналитическая информация каждой службы позволит понять, как движутся материальные и финансовые ресурсы, затем направить их в нужном направлении.

Предлагаемый управленческий инструментарий — один из элементов нормальной работы руководителя. Использование его на практике способствует взаимодействию организации с клиентами, поставщиками и устанавливает горизонтальные взаимосвязи между основными службами в процессе принятия управленческих решений.

Дифференцированная работа с продуктами, рынками, поставщиками, клиентами помогает уловить и учесть изменения во внешней среде и незамедлительно реагировать на них изнутри. Разумеется, такие решения требуют больше времени на изучение проблемы и эффект от них проявляется не мгновенно, но зато действует долгосрочно. Это позволит постепенно высвободить средства из сферы производства и переместить их в сферу обращения в результате активизации работы на рынке с потребителями.



1 Период времени, в течение которого инвестированные средства в текущие активы возвращаются в виде выручки от реализации произведенной продукции.

2 Период времени, в течение которого предприятие платит по своим обязательствам.