И не друг, и не враг…

| статьи | печать

Еще в позапрошлом году в ответ на стенания бизнеса Владимир Путин высказался, что с «налоговым терроризмом» пора закругляться, а оценивать работу налоговиков надо не по доначисленным налогам, а по законности их действий. В этом плане знаменательным выглядит недавнее заседание Правительства, оценившего основные направления деятельности ФНС на ближайшие три года.

 

Гвоздем программы правительственного заседания, несомненно, стали предложенные Налоговой службой критерии оценки собственной деятельности. В сжатом виде они уже представлены в прошлом номере «ЭЖ», однако заслуживают более пристального внимания, поскольку касаются не только работы ФНС, но, что еще важнее, армии ее «пациентов» — налогоплательщиков.

Итак, этих критериев восемь:

·       собираемость налогов;

·       доля налогоплательщиков, удовлетворенных работой налоговиков, согласно соцопросам;

·       доля выигранных судебных споров (не по их количеству, а по сумме исков);

·       доля решений (по числу исков), признанных судами недействительными;

·       доля разногласий, урегулированных в досудебном порядке;

·       доля налогоплательщиков с доступом к лицевому счету через Интернет;

·       количество налогоплательщиков с таким же доступом к реестрам юрлиц;

·       снижение бюджетной задолженности налогоплательщиков.

Чего теперь ожидать бизнесу — смягчения отношений с налоговыми органами или, наоборот, закручивания гаек? С одной стороны, социологи займутся замерами удовлетворенности налогоплательщиков от общения с «мытарями», но с другой — собираемость налогов стоит во главе оценочного списка и звучит куда весомее.

По поводу первого критерия прав глава Центробанка Сергей Игнатьев, говоря, что «нарисовать» нужный процент собираемости налоговые органы могут и без усиления работы с недобросовестными налогоплательщиками, прежде всего в отношении фирм-«однодневок». Главное, однако, чтобы такие художества не происходили за счет усиления давления на легальный, законопослушный бизнес. Впрочем, давить дальше на него вроде бы уже и некуда. Иначе про «налоговый беспредел» и говорить не стоило.

Кстати, уместен вопрос: как согласуются принятые критерии оценки работы Налоговой службы — в частности, по росту выигранных в суде сумм, снижению признанных судами недействительными решений — с призывами Президента поворачивать ее в правовое русло? А что, вполне согласуются: суд на то и суд, чтобы право торжествовало. Правда, оно, надо признать, торжествует на стороне налоговых органов с невероятной силой.

Так, в «Анализе результатов рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за период с 2000 г. по I полугодие 2006 г.», представленном на сайте ФНС, сообщается, что за шесть с половиной лет суммы по судебным актам в пользу бюджета выросли в 16,5 раза — с 34 млрд руб. до 561 млрд, при этом число исков за шесть лет выросло почти в четыре раза. Вот еще убедительные цифры: если в 2002 г. по искам к налоговым органам сумма удовлетворенных требований составила 84%, то в первом полугодии 2006-го налогоплательщикам удалось «отбить» лишь 17%. У противоположной же стороны результат, вне всяких сомнений, блестящий: из рассмотренных за названное полугодие без малого 467,7 тыс. исков к налогоплательщикам налоговики выиграли 94%, а по суммам и того лучше — 95% (свыше 376,3 млрд руб.).

Иначе говоря, по нескольким важнейшим из критериев лезть из кожи вон от ФНС уже и не требуется: выполнено! Настораживает, правда, что до сих пор нет данных по судебным разборкам за весь 2006 г. (к примеру, итоги за 2005-й ФНС «вывесила» еще в начале мая прошлого года). Но будем надеяться, просто масштаб победы таков, что его трудно просчитать. А может, ФНС не хочет расстраивать налогоплательщиков — партнеры все-таки…

Словом, ожидать новых налоговых притеснений бизнес-сообществу, пожалуй, пока не стоит. Обратите внимание, как министр финансов Алексей Кудрин (!!) «срезал» нового главу ФНС Михаила Мокрецова, когда тот на Правительстве развел печаль из-за недобора НДС (!!!): если не брать в расчет беспрецедентные вычеты при уплате НДС, на которые решилось Правительство, то нет, мол, и снижения сборов. Читай: решено здесь партнерствовать с бизнесом, так и партнерствуйте!

Так-то. И все же хотелось бы видеть большего закрепления значимости столь важного критерия, как удовлетворенность налогоплательщиков работой налоговиков. Прицепить его, что ли, к материальному поощрению работников ФНС? Соцопросы хороши, конечно, и сами по себе. Однако известно: брань на вороту тоже не виснет…