Воспитывать кадры — так всем вместе

В вопросах образования крупный бизнес взял на себя инициативу
| статьи | печать

В России существует более 1060 высших учебных заведений, в которых обучается около 7068,6 тыс. студентов, причем количество поступающих неумолимо растет. Казалось бы, при таких показателях не может быть недостатка в молодых кадрах, но меры, предпринимаемые Минобрнауки РФ и крупным бизнесом, говорят об обратном.

Сегодня система образования очень сильно отстает от бизнеса. Подготовка молодых специалистов во многих вузах далеко не всегда соответствует его требованиям, многие профессии только формируются, комплекс полученных знаний оказывается недостаточным для современной экономики.

По этому поводу министр образования Андрей Фурсенко обратился к представителям крупных бизнес-структур с предложением частно-государственного партнерства (ЧГП) в сфере молодежной политики, отметив, что сегодня бизнес должен взять на себя инициативу в решении наболевшего вопроса: «Может быть, мы не видим какие-то достаточно простые, но очень важные идеи, поэтому нам хотелось бы послушать мнение бизнес-сообществ».

Но крупный бизнес и без государства уже решает «молодежный вопрос». Так, ОАО «РЖД» имеет емкую программу по привлечению, удержанию и воспитанию молодых сотрудников. Существует три группы проектов: «Молодой профессионал», «Социальные гарантии молодежи» и «Корпоративная молодежная культура», при помощи которых компания привлекает лучших специалистов, помогает им совершенствовать свои знания и не создает повода для ухода работников с предприятий. Компания даже предоставляет беспроцентный кредит молодым семьям на покупку квартиры.

И если ОАО «РЖД» только набирает силу, то «Газпром» уже чувствует себя уверенно на рынке молодых кадров. Количество молодых сотрудников в компании с каждым годом растет. В немалой степени этому способствует система фирменного обучения персонала, которая охватывает все уровни профессионального роста, начиная с адаптации работника в отрасли (см. схему).

ГМК «Норильский никель» совместно с Благотворительным фондом В. Потанина разработала стипендиальную программу «Будущее Севера» для студентов, обучающихся по востребованным компанией специальностям. По результатам практики на предприятиях Норильска для дальнейшей работы из них отбирают наиболее инициативных.

Другой проект — «Кредо», реализуемый совместно благотворительным фондом «Вольное дело» и компанией «Базовый элемент» на базе компании «Крейн», направлен на социальную поддержку студентов. Малообеспеченным слоям населения предоставляется кредит для получения высшего образования под 10% годовых без залога и поручительства на 16 лет.

Целевые программы крупных компаний по молодежной политике охватывают различные аспекты работы и образования сотрудников. Результаты такой деятельности свидетельствуют о том, что крупный бизнес мало нуждается в чьей-либо поддержке. Благотворительные акции в области социальной политики создают ему репутацию надежного работодателя в глазах будущих специалистов. И отбирая лучшие кадры, он самостоятельно ликвидирует у них огрехи нынешнего вузовского образования.

А вот большинство предприятий малого и среднего бизнеса не готово ни разрабатывать и обеспечивать систему качественного обучения персонала, ни заниматься социальной благотворительностью и давать кредит на образование. Но малому бизнесу, чтобы стабильно развиваться, тоже нужны специалисты с такими же знаниями, как и крупным компаниям. Нужна ему помощь и для привлечения, воспитания и удержания кадров. Поэтому малый бизнес в значительно большей степени надеется на государство, которое должнообеспечить его квалифицированными кадрами в целях развития всей экономики.

Существующие механизмы ЧГП, то есть организация совместного проектного финансирования общественно значимых задач (см. «ЭЖ» № 28, стр. 38), в том числе и в сфере молодежной политики, применимы сегодня и к крупному бизнесу. Вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию подготовки кадров и молодежной политики в целом требует со стороны государства разработки иных инструментов.

Но и малому бизнесу необходимо изыскивать способы взаимодействия с государством. Свои требования по подготовке кадров — чему учить, кого и как — он может донести до Министерства образования и науки РФ через общественные союзы и профильные ассоциации. В немалой степени этому может содействовать создание различных профессиональных стандартов деятельности, как, к примеру, в области информационных технологий (см. «ЭЖ» № 27, стр. 32).

Если заниматься подготовкой кадров для экономики страны, то всем вместе.