1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Беззаконная инновация

Сегодня в России государственные предприятия и вузы по зарубежному опыту пытаются создать вокруг себя своеобразный интеллектуальный пояс из инновационных предприятий, но им приходится обходить действующее законодательство. Так как это направление законом блокировано.

 

Для наукоемких отраслей ключевое значение имеет законодательство по интеллектуальной собственности.

Первый шаг Правительством РФ сделан — издано Постановление от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Теперь надо ускорить согласование разработанных Минобрнауки проектов постановлений, определяющих условия распоряжения и использования результатов научно-технической деятельности. Однако в последней редакции проектов введена система компенсационных платежей, которая не стимулирует изобретателей и новаторов на закрепление своих прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Чтобы закрыть эту «черную дыру», эксперты рабочей группы предлагают ввести компенсационные платежи после внедрения технологий и изобретений в производство в соответствии с международной практикой.

Кроме того, МЭРТ должно внести изменения в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», чтобы привести его в соответствие с п. 1 ст. 1551 «Условия экспорта единой технологии»
гл. 77 ч. 4 Гражданского кодекса. Данный пробел в законодательстве создает возможность бесконтрольной утечки отечественных технологий за рубеж.

Основная беда наших законодателей и налоговиков — отсутствие ясного понимания инновационной деятельности, что задерживает принятие блока налоговых инициатив по поддержке ученых и новаторов. Европейские специалисты два года учат нас с чисто бухгалтерско-экономических позиций тому, как по затратам на НИОКР определяется объект налогообложения.

И уже готова концепция системообразующего проекта ФЗ «О передаче технологий», который имеет ключевое значение для развития высокотехнологичных сфер экономики.

Только малая часть научных учреждений сегодня учитывает на своем балансе объекты интеллектуальной собственности. Основная масса результатов интеллектуального труда в организациях защищена очень слабо.

В то же время учет принадлежащих  предприятию прав на результаты научно-технической деятельности в составе нематериальных активов может существенно повысить рыночную стоимость предприятия. Это еще один блок системных вопросов, которые много лет не решаются: необходимо внесение изменений в ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» относительно системы бухгалтерского учета, для того чтобы эффективно обеспечивать права ученых и новаторов на результаты научно-технической деятельности.

Мы рекомендуем внести в Налоговый кодекс норму, позволяющую ставить права на результаты научно-технической деятельности, созданной за счет госбюджета, на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов без уплаты налога на прибыль. Это очень важный ход, снимающий главное препятствие легализации научно-технического потенциала предприятий.