1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1130

По обе стороны достатка

Число наших сограждан, планирующих воспользоваться банковскими кредитами, за последний год увеличилось более чем в 2 раза. Однако анализ кредитных предпочтений россиян позволяет сделать вывод о дальнейшем существенном расслоении нашего общества.

 

Не так давно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) провел опрос, позволяющий определить кредитные предпочтения наших граждан. Было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. В частности, социологи решили выяснить, сколько россиян планируют воспользоваться кредитами в будущем и, главное, на какие цели.

Если сопоставить данные прошлогоднего (март 2006 г.) опроса, цифры действительно впечатляют.

Число россиян, стремящихся воспользоваться кредитными услугами, возросло за год более чем вдвое — с 13 до 28%. Соответственно уменьшилось количество «кредитных пессимистов». Не планируют в ближайшем будущем брать банковские кредиты 67% опрошенных (год назад таковых было 85%), и 5% затрудняются спрогнозировать свои намерения.

Как представляется, столь высокие показатели можно объяснить отчасти тем, что в последнее время рынок кредитных услуг для населения постепенно приобретает более-менее цивилизованный вид. На рынке обостряется конкуренция, способствующая улучшению качества кредитного продукта, постепенно, хотя и не такими высокими темпами, повышается информированность граждан в этой сфере. Регулирующие структуры предпринимают определенные, иногда вполне даже эффективные усилия для создания четких правил игры. Кстати, было бы крайне интересно узнать, как изменятся кредитные предпочтения граждан после вступления в силу Закона о потребительском кредите, который с большой степенью вероятности будет принят до конца года.

А пока целевые предпочтения многих россиян, как показывает опрос, не выходят за пределы приобретения аудио-, видео- и прочей бытовой техники (6% опрошенных). Это позволяет сделать вывод о том, что текущей зарплаты для покупки данных вещей у этой категории населения явно недостаточно. Сомнительно, что гражданин, доходы которого позволяют ему приобрести, например, стиральную машину, будет намеренно влезать в «кредитную кабалу».

Кстати, по другую сторону фронта расположились граждане, представители самой активной прослойки общества — «среднего — нижнего» класса по международной системе стратификации. Они уже зарабатывают довольно приличные деньги, но не готовы накапливать их годами ради покупки не самых дешевых атрибутов материального мира — квартир, домов, земельных участков (также 6% опрошенных). К ним примыкают и «социально близкие элементы» — категории граждан, планирующих взять кредит на неотложные нужды; ремонт квартиры или дома; приобретение автомобиля. Таковых набралось по 4%. Среди других кредитных предпочтений наших соотечественников указываются также покупка мебели, компьютерной техники; образовательные, медицинские услуги (по 2%); приобретение ценных бумаг (менее 1%).

Кстати, последняя номинация представляется крайне занимательной еще и потому, что вообще-то при подписании договора на брокерское обслуживание клиент должен в обязательном порядке в письменной форме заверить компанию в том, что он покупает ценные бумаги не на заемные деньги.

Типичное социальное расслоение потенциальных заемщиков подтверждается статистикой ВЦИОМ относительно оценки респондентами своего материального положения. Так, среди граждан, считающих себя плохо обеспеченными, 22% планируют брать в ближайшее время кредит, в группе среднеобеспеченных таковых уже 28%, а в наиболее благополучной в финансовом отношении группе еще больше — 36%.

Эксперты ВЦИОМ на основе последних данных делают вывод о том, что «чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение, тем больше среди них потенциальных заемщиков». Отчасти это действительно так, однако не стоит забывать, что до сих пор огромное число российских граждан независимо от уровня доходов не имеют элементарного представления даже об основах планирования семейного бюджета.