1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

К спецрежиму — через «автономию»

По письмам читателей

Государственное образовательное учреждение, являясь бюджетным, занимается также сельскохозяйственным производством. В 2004—2006 годах данная организация была плательщиком ЕСХН. За последний налоговый период в общем объеме доходов доля доходов от реализации произведенной сельхохпродукции соответствует требованиям п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Может ли учреждение в 2007 году продолжать применять спецрежим в виде ЕСХН с учетом изменений, внесенных в данную статью Федеральным законом от 03.11.2006 № 177-ФЗ?

Л. Агеева, Липецкая обл.

 

Пункт 6 ст. 346.2 НК РФ содержит перечень юридических лиц, которые не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. С 1 января 2007 г. данный пункт действует в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 177-ФЗ (далее — Закон), которая расширила этот перечень, включив в него, в частности, бюджетные учреждения.

 

СПРАВКА

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ).

 

Пунктом 4 ст. 346.3 НК РФ, в частности, установлено, что, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельхозпродукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70% и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 6 ст. 346.2 данного Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, бюджетные учреждения с 1 января 2007 г. утратили право на применение единого сельскохозяйственного налога. Это относится и к налогоплательщикам, имеющим такую организационно-правовую форму, которые не допустили в 2006 г. нарушения соотношения доли доходов от реализации сельхозпродукции к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что введенное Законом в п. 6 ст. 346.2 НК РФ ограничение не должно распространяться на автономные учреждения — недавно появившуюся организационно-правовую форму юридических лиц.

 

СПРАВКА

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об АУ).

 

Обоснуем сделанный нами вывод.

Пункт 2 ст. 120 ГК РФ, действующий в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ, четко разграничивает бюджетные и автономные учреждения, определяя, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.

Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях данного Кодекса признаются бюджетными учреждениями. Из данного пункта однозначно следует, что автономные учреждения не могут рассматриваться как бюджетные.

Поскольку Налоговый кодекс РФ не дает определения понятию «бюджетное учреждение», согласно ст. 11 данного Кодекса в целях п. 6 ст. 346.2 НК РФ следует использовать приведенные положения гражданского и бюджетного законодательства. Системный анализ этих норм позволяет утверждать, что автономное учреждение имеет право на применение спецрежима в виде ЕСХН при соблюдении условий, предусмотренных гл. 26.1 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об АУ автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Согласно п. 1 ст. 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату данного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Таким образом, если до 20.10.2007 бюджетное учреждение станет автономным, то при соблюдении прочих условий, предусмотренных гл. 26.1 НК РФ, в 2008 г. оно вновь сможет применять спецрежим в виде ЕСХН.